ВОПРОС №1 Административно-территориальное деление Республики Беларусь: понятие, принципы, единицы
Административно – территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города, и др.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства [1, с.73].
Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально – экономические и культурные особенности государства и его частей.
Под административно – территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно – территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Принципы административно – территориального устройства.
– социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);
– географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);
– демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);
– национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения) [2, с.184].
Административно-территориальное деление Беларуси — определяется Законом Беларуси от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» [3].
Согласно этому Закону, административно-территориальными единицами Беларуси являются:
– столица Беларуси (статус города Минска);
– области;
– города областного подчинения (численность населения не менее 50 тыс. чел., с административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой) [3]. Иногда (если менее 50 тыс. чел.) могут относиться и те, что имеют ещё и важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.
Города районного подчинения (численность населения – более 6 тыс. чел., имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения) [3].
ВОПРОС №2 Основы гражданского права: сделки, представительство, доверенность
Сделка – это юридический факт, наиболее часто встречающийся как основание возникновения гражданских прав и обязанностей. Большая группа гражданских правоотношений возникает именно из сделок [4, с.73].
Ст.154 ГК Республики Беларусь дает понятие сделок – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [5] .
Можно выделить следующие характерные признаки сделки:
- во-первых, сделка – это правомерное действие (совершенное в соответствии с требованиями закона);
- во-вторых, действие, составляющее сделку, имеет определенную правовую направленность;
- в-третьих, сделка – это волевое действие. Воля – желание совершить сделку – формируется под влиянием различных экономических, культурных, др. мотивов, потребностей.
Следовательно, сделке присущи все признаки волевого акта:
• цель (юридическое значение имеет только правовая цель);
• мотив – причины, которые побудили лицо совершить сделку. Обычно мотив юридического значения не имеет, но может быть включен в содержание сделки (как условие);
• действие. Поскольку сделка – волевое действие, закон предъявляет ряд требований к сделке и ее участникам (например, дееспособность участников сделки) [6, с.98].
Наступление юридических последствий может быть связано не с одной сделкой, а с двумя или более юридическими фактами. Например, для возникновения жилищного правоотношения – решение органа исполнительной власти (1) и заключение договора найма (2).
Виды сделок классифицируют по различным критериям. Рассмотрим наиболее распространенные.
В зависимости от числа сторон сделки различают
- односторонние сделки – когда в сделке выражена воля одной стороны и этого достаточно для наступления правовых последствий. К односторонним сделкам, например, можно отнести завещание, доверенность, объявление конкурса;
- двусторонние сделки – когда в сделке выражена встречная воля двух сторон (иначе – договор). Например, купля-продажа, перевозка, страхование;
- многосторонние сделки – в сделке выражена встречная воля более двух сторон. Например, договор о совместной деятельности [6, с.101].
ВОПРОС №3 Основы административного права: виды и формы административных взысканий
На протяжении всей истории развития административного законодательства (совокупность, система) административных взысканий претерпевала соответствующие изменения.
В настоящее время в ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь определены следующие виды административных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения [9].
В указанной статье содержится исчерпывающий перечень административных взысканий, отличающихся тяжестью наказания и наступающими для лица последствиями. Все административные взыскания можно подразделить на три группы, а именно: а) взыскания морального характера – предупреждения; б) денежные и иные имущественные взыскания – штраф и конфискация; в) взыскания, обращенные на личность нарушителя, – исправительные работы, административный арест, лишение специального права [9].
В действующем КоАП Республики Беларусь, необходимо отметить, предусмотрены дифференцированные сроки привлечения к административной ответственности. Они зависят также от того, какое правонарушение совершено.
Например, если речь идет о правонарушении против экологической безопасности, то вместо общего двухмесячного срока действует шестимесячный срок. При этом не имеет значения, какое взыскание будет наложено (предупреждение, штраф, или какое-либо иное). Наложение того или иного административного взыскания в ряде случае может находиться в компетенции не нескольких субъектов власти, а одного (например, суда), когда речь идет о наложении ареста.
Административные взыскания налагаются уполномоченными на то субъектами власти (органами и должностными лицами) посредством издания соответствующих актов, по существу имеющих управленческий характер. Административные взыскания могут применять не только органы государственного управления (должностные лица министерств, госкомитетов, должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, но и другие органы государственной власти (суд, прокуратура в лице уполномоченных на то должностных лиц) [10, с.164].
1. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. ̶ М.: Юристъ, 2014. ̶ 269 с.
2. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / К.Н.Кунцевич. – М.: Книжный дом, 2016. – 321 с.
3. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
4. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть : учебное пособие / Д. А. Колбасин. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – 495 с.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 года : одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
6. Каравай, А. В. Гражданское право Республики Беларусь: в 3 т. / А. В. Каравай [и др.]. – Т.1. – Минск: Амалфея, 2017. – 611 с.
7. Шишко, Г. Б. Основы права / Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2016. – 567 с.
8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
10. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 2 / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2018. – 672 с.
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.