Вопрос 1
Вопрос 2
Задача
Список использованных источников
Вопрос 1. Назовите работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Раскройте их особенности регулирования труда. Охарактеризуйте дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя.
Согласно ст. 274 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах [5].
Также указывается о том, что список работ, на которых запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет, утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда [5], а именно постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
В частности, к таковым относятся:
1. Работы, выполняемые независимо от вида экономической деятельности:
1.1. буровые работы;
1.2. верхолазные работы и работы на высоте;
1.3. взрывоопасные работы;
1.4. кузнечно-прессовые работы;
1.5. лесосечные работы;
2. Работы, выполняемые рабочими всех профессий, в производствах:
2.1. абразивных материалов и изделий;
2.2. алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции;
2.3. добычи нефти и газа;
2.4. кислот;
3. Работы в организациях здравоохранения, учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, государственных организациях (их структурных подразделениях), у иных юридических лиц, оказывающих социальные услуги;
4. Иные виды работ [4].
Вопрос 2. Выскажите мнение об отстранении работника от работы. Сформулируйте основания отстранения работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов и нанимателя. Отличия между отстранением работника от работы и увольнением.
Прежде всего, отметим, что под отстранением от работы в трудовом праве понимается недопущение нанимателем по своей инициативе либо по требованию уполномоченных государственных органов работника к выполнению им своих трудовых обязанностей, которое производится в случаях, предусмотренных законодательством, и влечет, как правило, приостановление начисления заработной платы на весь период отстранения [2, с.35].
Отстранению от работы посвящена ст. 49 ТК.
Наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством. Отдельные вопросы, касающиеся некоторых аспектов отстранения, разрешены также в других законах и подзаконных актах.
Фактически существует 3 варианта отстранения работника от работы:
– непосредственно уполномоченными органами должностными лицами, не являющимися нанимателем отстраненного работника (например, Госавтоинспекция и т.д.);
– нанимателем, выполняющим предписания уполномоченных государственных органов (суда, прокуратуры и т.д.);
– по инициативе самого нанимателя [6, с.55].
1. Отстранение работника от работы непосредственно по решению уполномоченных государственных органов и должностных лиц, не являющихся нанимателями, имеет место только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
2. Наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (часть первая ст. 49 ТК) [5].
К уполномоченным государственным органам, которым законом предоставлено право требовать отстранения работника от работы, относятся органы предварительного следствия, суд и т.д.
Задача.
Ледницкая была принята на работу экономистом 15 августа 2000г. 16 февраля ей был предоставлен трудовой отпуск 21 календарный день. Наниматель уволил Ледницкую с работы 20 мая по п.1 ст.42 ТК в связи с сокращением штата работников. При увольнении из ее заработной платы произведено удержание выплаченного среднего заработка за не отработанную часть трудового отпуска. Правомерно ли произведено удержание? Назовите случаи, когда удержание за не отработанные дни трудового отпуска не допускается.
В данном случае удержание произведено неправомерно, поскольку согласно п.2 ч.2 ст. 107 ТК удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя, в том числе при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска [5].
Однако удержания за эти дни не производятся, если трудовой договор прекращается по соглашению сторон, если работник увольняется по основаниям, в том числе указанным в пунктах 1–3 и 5 статьи 42.
1. Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Дикта, 2008. – 316 с.
2. Климова, В. О. Трудовое право в определениях и схемах / В. О. Климова. – Минск : Частн. ин-т упр. и предпр., 2014. – 93 с.
3. Маврин, С. П. Работник как субъект трудового права / С. П. Маврин // им. М. Горького СПбГУ, Правоведение. – 2016. – № 4. – С. 68–78.
4. Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июл. 1999 г., № 296-3 : Принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Чичина, Е. В. Трудовое право : учебник / Е.В. Чичина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2016. – 672 с.