1. Задачи и содержание обучения
2. Программа по аппликации. Технические навыки и проблемы
3. Составление конспекта занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста
Список использованных источников
1. Задачи и содержание обучения
Создание аппликации – это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета. Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом [4, с. 165].
Основные задачи обучения аппликации следующие:
– различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
– знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
– знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
– развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
– составлять изображение предмета из отдельных частей;
– располагать предметы в сюжетной аппликации.
2. Программа по аппликации. Технические навыки и проблемы
Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ. Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:
– развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
– использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре [5, с. 65].
Основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания. Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т.п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
В старшей группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы – вазы, листья, овощи и фрукты [7].
3. Составление конспекта занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста
Конспект по аппликации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Винни-Пух»
Цель: освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации;
Задачи:
1. Развивать зрительный контроль действия рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы, развивать творческие способности.
2. Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
3. Учить детей создавать объёмную аппликацию игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину.
4. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги.
Оборудование: ножницы, подставка для ножниц, кисточка, розетка с клейстером, салфетка, подставка для кисти, коробка для обрезков, поднос деталями для игрушки, клеенка, жёлтый картон размером альбомный лист, образец, природный материал (семечки арбуза, дыни), пуговицы.
Связь с другими областями: лепка мишутки, игры с куклами в игровом уголке.
1. Бабушкина, Т.М. Аппликация. Старшая и подготовительная группа / Т.М. Бабушкина. – Корифей. – Белгород. – 2010. – 45 с.
2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344 с.
3. Данилина, С.М. Развитие дошкольника через аппликацию / С.М. Динилина. – Саратов. – 2009. – 298 с.
4. Донских, С.А. Аппликация глазами детей / С.А. Донских. – М.: Перспектива. – 2009. – 209 с.
5. Омелящик, И.В. Рисование, аппликация, конструирование, лепка для почемучек четвертого года жизни: учебное пособие / авт.-сост. И.В. Омелящик. – Мозырь: Содействие, 2009. – 92 с.
6. Подъяков, Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников / Н.Н. Подъяков, А.Н. Подъяков // Сборник статей. – М., 2003. – 129 с.
7. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2013. – 416 с.