Результаты альтернативного урегулирования споров
Стадии переговоров сторон
Правовые последствия несоблюдения претензионного порядка разрешения споров
Сроки рассмотрения претензии и оформление результатов
Список использованных источников
Результаты альтернативного урегулирования споров
В силу ХПК соблюдение досудебного порядка является обязательным только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами или договором. По делам, по которым его соблюдение является обязательным, досудебный порядок является одним из условий обращения в суд.
Вместе с тем претензионный порядок урегулирования споров является не единственным возможным способом досудебного урегулирования споров в хозяйственном процессе. К таковым, прежде всего, относится медиация.
Медиаторы, прошедшие обучение и имеющие допуск к профессии, владеют значительным арсеналом методов достижения согласия между сторонами спора. Преимуществом данной процедуры является то, что она может обеспечить эффективное по затратам и быстрое внесудебное разрешение споров, отвечая при этом потребностям сторон. Ценность медиации как процедуры состоит в том, что соглашение вырабатывается самими сторонами. В отношении договоренностей, достигнутых посредством медиации, существует большая вероятность того, что они будут исполняться добровольно, как и большая вероятность того, что они обеспечат сохранение дружеских и устойчивых отношений между сторонами.
Стадии переговоров сторон
1. Инициирование проведения примирительной процедуры.
Примиритель может быть назначен хозяйственным судом как по ходатайству одной или обеих сторон, так и по инициативе самого суда.
При этом следует иметь в виду, что стороны в течение 7 дней с момента вынесения определения суда о назначении примирителя могут представить возражения на него. Недостижение медиативного соглашения по результатам медиации не препятствует проведению примирительной процедуры в хозяйственном суде.
2. Непосредственное проведение примирительной процедуры.
Примирительная процедура осуществляется в порядке, установленном главой 17 ХПК, под контролем хозяйственного суда, но без непосредственного участия судьи, принявшего исковое заявление к производству хозяйственным судом.
Срок примирительной процедуры не должен превышать 1 месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций - 15 дней и 1 месяца соответственно.
Процедура примирения проходит в форме переговоров и включает в себя следующие стадии.
1. Открытие процедуры (вступительное слово примирителя).
Примиритель в назначенное время и в назначенном месте открывает процедуру примирения, представляется и предлагает представиться лицам, участвующим в переговорах, проверяет их полномочия, выясняет наличие обстоятельств, препятствующих проведению переговоров.
Примиритель разъясняет сторонам задачи, цели примирительной процедуры, свою роль в ней и предлагает согласовать порядок ведения переговоров и их продолжительность, правила поведения сторон на переговорах, их права и обязанности, выясняет необходимость участия в процедуре иных лиц, создает атмосферу доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, согласовывает со сторонами форму соглашения об урегулировании спора в порядке примирения.
2. Представление сторон (исследование обстоятельств спора и интересов сторон).
В ходе переговоров участники спора и примиритель определяют наиболее существенные проблемные вопросы, вызвавшие невозможность исполнения договорных обязательств.
Основная цель переговоров - дать сторонам возможность изложить свой взгляд на причину возникновения спора, пути его разрешения и желаемый результат переговоров.
3. Дискуссия сторон по выработке вопросов для обсуждения.
Основная цель переговоров - определить и сформулировать круг спорных вопросов, требующих рассмотрения и обсуждения.
Правовые последствия несоблюдения претензионного порядка разрешения споров
Претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора — одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке самостоятельного урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в суд.
В случае несоблюдения заинтересованным лицом установленного для данной категории дел порядка предварительного внесудебного разрешения дела, то есть претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора, суд оставляет заявление без рассмотрения по ст. 162 ХПК.
Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
В договоре стороны вправе предусмотреть иной способ предъявления претензии (посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и др.).
Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения ее получения необходимо представить соответствующие доказательства (например, ответ на претензию).
Значимым аспектом при направлении претензии является четкое определение адреса, по которому ее следует направить. В случае несовпадения фактического месторасположения ответчика с его юридическим адресом, претензию следует направить по адресу официального места нахождения должника, т.е. по адресу, указанному в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Претензию рекомендуем направлять и по всем иным адресам, известным кредитору, по которым возможно получение претензии руководством должника. К таким адресам в совокупности могут быть отнесены: адрес, указанный в договоре, фактически известный адрес места нахождения должника, адрес из ЕГР, домашний адрес руководителя должника, адрес, указанный на бланке, на сайте в Интернете.
Если претензия была направлена по ненадлежащему адресу, претензионный порядок следует считать не соблюденным.
В законе установлен месячный срок для рассмотрения претензии. Вместе с тем в договоре стороны вправе установить иной срок для рассмотрения претензии.
Неполучение ответа на претензию в месячный срок либо в срок, предусмотренный договором, не препятствует обращению заявителя претензии в суд с иском.
Сроки рассмотрения претензии и оформление результатов
Претензия и прилагаемые к ней документы (в случае необходимости) направляются контрагенту заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручаются под роспись.
Претензия направляется по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу.
Следует отметить, что п. 4 приложения к ХПК содержит требование, обязывающее направлять претензию получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручать ее под подпись. В договоре стороны могут предусмотреть и иной, отличный от законодательства способ направления претензии. Например, посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и др. В таком случае доказательством, подтверждающим направление и получение должником претензии, будет отчет о доставке (факсограмма), сведения о прочтении сообщения, направленного на электронный ящик контрагента, запись телефонного разговора.
Если стороны при заключении договора договариваются о возможности предъявления претензий посредством электронной почты, то в данном случае в разделе договора «Реквизиты сторон» необходимо указать их электронные адреса. Помимо этого, в тексте договора необходимо предусмотреть саму возможность направления претензии посредством электронной почты. При обращении с исковым заявлением в суд необходимо приложить документ, подтверждающий факт направления претензии. Полагаем, что в данном случае этим документом может являться скриншот сообщения с электронного ящика отправителя претензии.
При этом следует иметь в виду, что если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка представляются доказательства получения должником претензии (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств согласно п. 13 Постановления № 6 претензионный порядок считается соблюденным.
1. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.В. Жандаров, С.Н. Колбасин. – Минск: Академия МВД, 2016. – 340 с.
2. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. – Минск: Книжный дом, 2015. – 320 с.
3. Коннов, А. Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров / А. Ю. Коннов // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 120–131.
4. О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 27 мая 2011 г., № 6 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2020.
5. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
6. Полевая, М. Предъявляем претензию. Как установить претензионный порядок, удобный вам / Маргарита Полевая // Главный бухгалтер. – 2014. – № 10. – С. 81-84.
7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года: одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.