Задание 1
Задание 2
Список использованной литературы
Задание 1
1. В парламенте государства А. находится на обсуждении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс А.», который предусматривает возможность применения пыток к подозреваемым в совершении актов международного терроризма. Государство А. является участником Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
1. Правомерно ли обсуждение подобных изменений в законодательство? Свое мнение подкрепите ссылками на нормы конвенции.
2. Допускает ли современное международное право какие-либо исключения из общего правила, касающегося запрета применения пыток?
Ответ
1. Обсуждение подобных изменений в законодательство является неправомерным, так как это противоречит положениям Конвенции. Статья 2 Конвенции гласит:
«Каждое Государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.
Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.
Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток» [1].
Международное право не может существовать там, где имеет место насилие в любых его проявлениях.
2. Безусловно, межгосударственные отношения на современном этапе не лишены изъянов, их характер отличается сложностью и противоречивостью. В то же время, отказ и невозможность применения пыток, закрепленные в международных и внутригосударственных нормативных актах, должны неукоснительно соблюдаться всеми и повсеместно.
Задание 2
2. В государстве А. состоялась кровавая стычка между двумя организованными преступными группами. В результате происшествия погибли как члены данных групп, так и законопослушные граждане, ставшие случайными жертвами бойни, а также сотрудники полиции (всего 112 человек). Для противостояния использовалось огнестрельное оружие, ручные гранаты. Правоохранительные органы не могли повлиять на ситуацию, так как организованные преступные группировки оказались весьма многочисленными. Они были вооружены лучше, чем стражи правопорядка. Остановить кровопролитие смогли только введенные в город военные части.
Можно ли квалифицировать указанную ситуацию в качестве вооруженного конфликта немеждународного характера? Свое мнение аргументируйте, подкрепите ссылками на нормы международных договоров.
Ответ
Вооруженный конфликт немеждународного характера – это продолжительное вооруженное столкновение между правительственными вооруженными силами и силами одной или нескольких вооруженных групп или между такими группами, возникающие на территории какого-либо государства.
- вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:
- применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
- коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
- определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
- продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
- осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.
1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2 Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (с изменениями на 30 ноября 1993 года) (рус., англ.): ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года N 330-1 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4 Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (рус., англ.): ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года N 330-1 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.