Введение
Глава 1. Характерные черты этноса
Глава 2. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва
Глава 3. Фазы развития этноса
Заключение
Список использованных источников
1. Емалетдинов, Б.М. Логические основания этнопсихологии
2. Усманова, М.Н. К вопросу о зарождении этнопсихологии
3. Гараева, Р.М. Особенности этнопсихологии девочек-подростков
Программа тренингового занятия для студенческой группы с иностранными студентами
ВВЕДЕНИЕ
Люди, населяющие нашу планету, образуют очень разные сообщества. Особое место среди них, как по важности в культуре, так и по стабильности в истории, занимают общности, называемые в обиходе русскими народами, и этнические группы в научной литературе. Сам термин «этнос» довольно давно используется в этнологической литературе, но его научное понимание как особого понятия для особого сообщества людей по существу возникло только в последние десятилетия. В современной этнологии это понятие неразрывно связано с понятием этничности. В 60-90-е годы в мире появилось огромное количество научных публикаций по этой проблеме. Благодаря им понятие «этничность» прочно закрепилось в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук [3, с. 82].
В отечественной этнологии с самого начала использования термина «этнос» для него закрепилось значение «народ». В то же время термины, производные от этого слова, также используются в научной литературе для обозначения различных форм этнических сообществ и взаимоотношений. Среди них термин «этническая принадлежность» часто используется как категория для обозначения наличия отличительных черт этнических групп или идентичностей. Этот термин в первую очередь относится к полиэтнической природе большинства современных обществ.
Характерной чертой отечественной этнологической науки является то, что в ней всегда доминировали теоретические взгляды на этнические общности как объекты реальной жизни, для которых, как и для любой биосоциокультурной системы, характерно строго последовательное поэтапное развитие: рождение, функционирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация [3, с. 84].
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭТНОСА
Выдающийся русский ученый Л.Н. Гумилев рассматривает этнос как биофизическую реальность, всегда облаченную в ту или иную оболочку. Для Гумилева этничность не является социальной группой, так как не имеет прямого отношения к производительным силам. Этническая принадлежность – это не раса, поскольку это не форма сообщества, а биологическая характеристика. Этническая принадлежность – это не популяция (сумма людей, живущих в одном районе и случайно скрещивающихся друг с другом). Этническая принадлежность - это географическое явление, связанное с едой и окружающим ландшафтом.
Еще одна важная характеристика этноса – его тесная связь с энергетикой. Как часть биосферы Земли, этнические группы должны участвовать во всех биосферных процессах. Чтобы представить себе масштаб этих процессов, достаточно сказать, что самая важная функция - это то, что формирует окружающую среду, а результатом является современный облик нашей планеты. Такие мощные процессы, как извержения вулканов, землетрясения, требуют огромных затрат энергии. Природа этой энергии была также открыта В.И. Вернадского, назвавшего ее биогеохимической энергией живого вещества. Самым важным для функционирования биосферы в целом является энергия Солнца, излучение которого буквально проникает через всю биосферу. Для объяснения природы этнической принадлежности и этнической принадлежности более важны космические лучи, иногда достигающие поверхности Земли и оказывающие свой молниеносный энергетический эффект.
Гипотеза Гумилева состоит в том, что Земля несколько раз за тысячелетие подвергалась воздействию определенного типа космического излучения, вызывающего мутации, которые способствуют появлению повышенного желания действовать у некоторых людей.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЁВА
Создавая свою теорию этногенеза, Гумилев обосновал ее как основной постулат тезиса о природно-биологической природе этноса в связи с тем, что он является неотъемлемой частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность и поэтому ищет весь механизм этногенеза в реальных природных процессах. По его словам, этнические группы как неотъемлемая часть биосферы должны подчиняться ее законам, участвуя в процессах, которые в ней происходят. И это процессы гигантского масштаба, которые во многом сформировали весь современный облик нашей планеты, сопоставимый по затратам энергии с крупнейшими геологическими процессами. У И. Вернадского эту энергию он называет биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Это не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на возникающие там энергетические волны. Отсюда, казалось бы, загадочные взрывы популяций – стаи саранчи, леммингов, внезапно появляющиеся в огромных количествах и устремляющиеся в воды океана. Такие влияния испытываешь, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При определенных условиях энергетический взрыв является началом процесса этногенеза [1, с. 147].
Гипотеза Гумилева основана на предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного вида космического излучения, которое вызывает страстный импульс, т.е. мутация человеческого гена, отвечающего за восприятие телом энергии из внешнего мира. Особенностью этих афтершоков является их непродолжительность. За последние 3000 лет достоверно зарегистрировано 9 страстей: 4 г. до н.э. и 5 за последние два тысячелетия.
ГЛАВА 3. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОСА
Фазы развития этноса связаны с определёнными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.
После пассионарного толчка наступает фаза подъёма, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племён и активно отстаивающую свои интересы, часто за счёт соседей.
Затем наступает акматическая (от греч. «акме» – высшая точка) фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счёт большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъёма на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, – одна из самых тяжёлых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь.
В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – это бродяги, босяки, бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома – кризисной фазы, продолжающейся 200 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, этногенез – это естественный процесс биосферы, который иногда происходит и является одним из компонентов этнической истории, наряду с тремя постоянными факторами:
1. Социально-политический, потому что люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе;
2. Технически потому, что никогда не было человека без инструментов для работы;
3. Географически, поскольку средства к существованию получают за счет окружающей природы и поскольку ландшафты Земли разнообразны, экосистемы, в которые входят люди, также разнообразны.
Этих трех параметров достаточно для характеристики любой гомеостатической этнической группы, но динамика этногенеза обусловлена четвертым фактором – порывом страсти, который иногда возникает в определенных областях земной поверхности и порождает не одну этническую группу, а группу этнических групп, называемых суперэтносом, система, в которой отдельные этносы являются блоками, связями и подсистемами [2, с. 307].
Этногенез – это инерционный процесс, в котором начальный заряд энергии расходуется за счет стабильности окружающей среды, что приводит к гомеостазу – равновесию этноса с ландшафтом и средой обитания человека, т. Е. пока он не станет реликвией, когда он находится в реликтовом (упрямых) государствах, лишенный творческих сил. Из-за высокой интенсивности страсти происходит взаимодействие между социальными и естественными формами движения материи, точно так же, как некоторые химические реакции происходят только при высоких температурах и в присутствии катализаторов. Импульсы страсти как биохимическая энергия живой материи, преломляясь в психику человека, создают и сохраняют этнические группы, которые исчезают, как только напряжение страсти спадает.
1. Емалетдинов, Б.М. Логические основания этнопсихологии / Б.М. Емалетдинов, М.Х. Валиева // Вестник Башкирского университета. – 2011. – №3. – С. 4-15.
Автор статьи вначале исследования приводит тезис о том, что для производства знаний необходимо рассматривать информацию в системе 3-х координат: логической (динамику концепций и фактов), социальной и личностной. При этом, согласно Б.М. Емалетдинову, психические детерминанты действуют объективно и служат уникальными регуляторами взаимоотношений организма и среды – природной и социальной. Автор считает, что психическая организация и поведение людей детерминированы не только физическими раздражителями и нервными импульсами, но и на микро- и макросоциальном уровнях. Исследователь в статье предлагает разделить и проанализировать психологическую антропология, кросс-культурная психологию (Америка) и этнопсихологию (Европа). Автор интерпретирует понятие «этнопсихология», которое было сформулировано Т. Рибо в 1886 году как междисциплинарная наука, изучающая психологические особенности народов и их культуры, формирование индивидуального этнического самосознания (этнической идентичности) и поведения человека, влияние социокультурных факторов на его психические и личностные свойства. Согласно исследователю, она возникла на стыке этнографии, социологии (ее натуралистическое и психологическое направления) и психологии.
2. Усманова, М.Н. К вопросу о зарождении этнопсихологии / М.Н. Усманова, Ш.Ш. Останов, М.М. Бафаев // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2013. – №1-1. – С. 5-10.
Автор статьи считает, что культурно-психологическое своеобразие этносов и иных больших устойчивых групп складывается исторически, поэтому социально-психологическую природу стоит искать благодаря историко-психологическому анализу. Согласно исследователю, изучение психологических особенностей человека в единстве общечеловеческого и культурно-специфичного, приводит к осознанию факта, что этнопсихологические знания помогают взаимопониманию людей из разных социальных и культурных систем. Далее автор проводит короткий экскурс в историю развития этнопсихологии как научной дисциплины, акцентируя внимания на Древней Греции (Геродот, Гиппократ, Тацит, Плиний, Страбон), Новом времени (Ш. Монтескье, И.Г. Гердер). Согласно автору, Геродот пытается объяснить приписанные скифам качества как особенностями окружающей среды, так и кочевым образом их жизни. Гиппократ выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами связаны с природой и климатом страны. Ученные Нового времени, согласно автору, считали, что среда и климат рассматривались в качестве факторов, определяющих несходство между ними, а обнаруживаемые различия в интеллекте, объяснялись их внешними (температурными) условиями климата.
3. Гараева, Р.М. Особенности этнопсихологии девочек-подростков / Р.М. Гараева // Экономика образования. – 2009. – №4. – С. 52-57.
Статья представляет собой анализ особенностей психологии девочек-подростков с точки зрения ученых и исследователей стран Европы, США, России и Азербайджана. Так, согласно автору, азербайджанские исследователи А. Ализаде и Г А. Ализаде, опирались на наблюдения социологов и психологов, и сделали вывол о том, что окружающие девочек-подростков люди внушают им, что они должны вести себя как «маленькие барышни». Согласно Ф. Фабеносу и Ф. Фенелоню во французском обществе девочкам с подросткового периода начинают прививать женские и материнские функции. Далее автор акцентирует внимание на положении девочек в Древне Риме (согласно закону, половозрелыми считались девушки в возрасте 12, и юноши в возрасте 14 лет). После исторического экскурса Р.М. Гараева приводит данные социологических исследований девочек-подростков, проведенных в различных странах мира. Автор, проанализировав данные социсследований приводит к выводу, что формирование этнопсихологических особенностей у девочек-подростков в семьях также зависит от одного немаловажного фактора, играющего особую роль в семейных отношениях -взаимоотношений родителей с детьми. Семейный быт нравственные идеалы и ценности, предпочтение принципам воспитательной работы оказывает серьезное влияние на формирование этнопсихологического характера девочек.
Программа тренингового занятия для студенческой группы с иностранными студентами
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков студентов.
Структура тренинга:
1. Ритуал приветствия
2. Знакомство
3. Введение в тему занятия (в основное содержание).
4. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
5. Рефлексия прошедшего занятия.
6. Ритуал прощания.
Вступительное слово и представление тренера, выработка правил работы в группе.
Длительность 10 минут.
Правила работы в группе:
1. Доверительный стиль общения
2. Общение по принципу «здесь и теперь»
3. Персонификация высказываний
4. Искренность в общении
5. Конфиденциальность
6. Определение сильных сторон личности
7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
Ритуал приветствия (5 минут)
Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера.
1. Алексеев, В.П. Историческая антропология и этногенез / В.П. Алексеев. – Москва: Академия, 1989. – 223 с.
2. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. – Москва: «ДИ-КАРТ», 1992. – 456 с.
3. Гумилёв, Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – Москва: «ДИ-КАРТ», 1992. – 387 с.
4. Садохин, А.П. Этнология / А.П. Садохин. – Москва: Гардарики, 2001. – 256 с.
5. Садохин, А.П. Этнология / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
6. Татарко, А.Н., Лебедева, Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева – М., 2011. – С.25-27.
7. Лебедева Н.М. Психология межэтнических отношений: Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия / Н.М. Лебедева – М., 2010. – 192 с.