ВВЕДЕНИЕ
В любом социальном обществе всегда существуют принятые в этом обществе социальные нормы, т.е. (письменные и не письменные правила), по которым это общество живет. Отказ или несоблюдение этих норм – это социальное отклонение. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из важнейших проблем. Оно всегда присутствовало, присутствует и будет присутствовать в человеческом обществе.
И как бы мы ни хотели от него избавиться, всегда будут люди, называемые девиантами, то есть те, кто не может или не хочет жить по правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социальной девиации, я имею в виду, что под определение «девианты» может подпадать разное количество индивидуумов. Степень отклонения от социальных норм одного общества может быть различной, и сама по себе, т.е. среднее число индивидуумов, подпадающих под определение «девиант» – уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого [1].
Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина такого отклонения кроется в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Отклонение от оси поведения является естественным условием развития человека, и в этом заключается актуальность его изучения.
Цель работы: определить особенности и классификацию отклоняющегося поведения.
1. Понятие отклоняющегося поведения
Во все времена общество пыталось подавить, устранить нежелательные формы жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда вызывали интерес ученых.
Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой – в личной организации, третий – как в социальной, так и в личной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные девиации, то есть отклонения этого социального сообщества от норм культуры.
Социальные девиации играют двойную, противоречивую роль в обществе. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества, а с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным только при условии обеспечения порядка и предсказуемости поведения членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения ожидают от него другие члены общества.
Социальные отклонения могут иметь место в сфере индивидуального поведения; они представляют собой действия конкретных людей, запрещенные общественными нормами. В то же время, в каждом обществе существует множество девиантных субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие девиации определяются как групповые.
Противопоставляемое поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, в то время как другие одобряются. Например, блуждающий монах в одном обществе считается святым, а в другом - никчемным бездельником. В первую очередь нас интересуют причины негативного поведения [2].
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и ставит проблемы в центр внимания социологов, психологов, врачей, криминологов. Негативное поведение, такое как насильственные и корыстные преступления, алкоголизм и наркомания населения, а также безнравственность в настоящее время растут.
2. Классификация видов отклоняющегося поведения
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока не привели к созданию единой классификации. Трудности могут быть объяснены несколькими обстоятельствами.
Основной причиной является междисциплинарный характер проблемы поведенческих отклонений. Поскольку термин «девиантное поведение» используется в разных науках в разных значениях, существуют также различные классификации поведенческих отклонений.
К другим причинам, объясняющим существование проблемы, относятся крайнее разнообразие человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это очень затрудняет как определение общих критериев, так и создание единой классификации различных типов девиантного поведения.
В то же время, систематизация существует и широко используется в рамках отдельных дисциплин. Можно условно выделить три подхода к проблеме поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический [4].
В рамках социально-правового подхода выделены социологическое и правовое направления.
Социология рассматривает отклонения в поведении как социальные, которые сгруппированы по нескольким направлениям:
A) В зависимости от масштаба выделяются массовые и индивидуальные отклонения;
Б) по значимости, негативным (вызывающим вредные последствия и создающим опасность) и позитивным;
В) по субъекту – отклонения отдельных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показывает, что отклоняющееся поведение представляет собой определенную угрозу жизни общества и формирует определенные препятствия для определения ее стабильности. Также, отклоняющееся поведение представляет собой регулятор естественных отношений в социуме.
Есть определенные классификации отклоняющегося поведения, среди которых необходимо выделить такие как нестандартное и деструктивное поведение. Также есть такие как антисоциальное и аддиктивное.
В подростковом возрасте наиболее распространенными типами поведения являются уход из дома, бродяжничество, школьные прогулы или прогулы, граффити, сленг и татуировки.
Программа профилактики девиантного поведения
Цель программы:
- профилактика, профилактика девиантного и асоциального поведения подростков;
- создание в Центре детского творчества условий, расширяющих безопасное пространство для детей, где они чувствуют себя хорошо и интересно;
- коррекция отношений в семье и укрепление доверия родителей к учреждению дополнительного образования;
- создание механизма реализации программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
- оказание своевременной психолого-педагогической помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
- способствовать формированию у детей и подростков таких моделей «здорового» образа жизни, которые предоставляют возможности для реализации их личностного потенциала;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
- учить подростков понимать последствия девиантного, асоциального поведения.
- мотивация подростков к обучению, трудоустройству и личностному развитию.
- развивать у подростков желание вести здоровый образ жизни.
Программа будет работать с подростками в следующих областях:
- развитие эмоциональной сферы;
- общение;
- самооценка;
- семейные ценности;
- развитие творческих способностей;
- здоровый образ жизни;
- предотвращение вредных привычек;
- непроверяемость;
- мотивация к трудоустройству и учебе.
Форма проведения: групповая.
Возраст участников: 10-14, 15-18 лет.
Общие рекомендации по организации занятий.
Занятия с психологом должны быть просторными, оборудованными стульями и столами для выполнения письменных заданий, должно быть достаточно места для ролевых игр, упражнений, разминок.