1. Главные составляющие доходов работников
2. Человеческие ресурсы, основные понятия и положения
Список использованных источников
1. Главные составляющие доходов работников
Источником оплаты труда и материального стимулирования работников предприятия являются денежные средства, выделяемые предприятием на потребление.
К таким фондам относятся фонды заработной платы, трудовых и социальных выплат, а также дивиденды и проценты по акциям и вкладам членов трудового коллектива.
Фонд заработной платы включает в себя затраты на производство и реализацию продукции. Платежи, входящие в его состав, делятся на следующие группы:
- Оплата выполненных работ: по тарифным ставкам и заработной плате, сдельным ставкам, расширение сферы услуг, оплата сверхурочных;
- Награды: премии и надбавки за профессиональное мастерство, выслугу лет, премии за текущие производственные результаты и по итогам года, вознаграждение за рациональное использование материальных ресурсов и др.;
- Компенсация: доплаты за тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное время и праздничные дни, а также за характер командировочных работ, суровые климатические условия;
- Оплата за неотработанное время: очередные отпуска, учебные отпуска, простои не по вине работника, оплата льготных часов подросткам, кормящим матерям и др.
2. Человеческие ресурсы, основные понятия и положения
Термин «человеческие ресурсы организации» и понятие «трудовые ресурсы» определяют экономическое содержание этих категорий, то есть общую способность к труду при наличии конкретных фактов и характеристик. Однако стоит отметить, что родство вышеприведенных понятий все же не дает оснований считать, что они одинаковы.
Человеческие ресурсы - это различные качества, определяющие способность работать на производство качественных продуктов, которые являются общим показателем развития общественного производства. При этом выделяются человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и уровень их управления.
В широком смысле под человеческими ресурсами следует понимать совокупность ресурсов, представленных на рынке труда, включая человеческий потенциал. В современной литературе не сложилось достаточно четкого категориального понятия данного термина, вследствие чего категорию «человеческий потенциал» идентифицируют с человеческими ресурсами или с человеческим капиталом [1], что требует серьезного научного осмысления.
Человеческий капитал - это способности, знания, навыки и мотивация человека. Его формирование, как и накопление материального или финансового капитала, требует перевода средств от текущего потребления с целью получения дополнительного дохода в будущем.
Человеческий капитал (в экономике) - это способность людей участвовать в производственном процессе.
1. Шамарова Е. М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление персоналом. 2008. № 8. Режим доступа: http://www.top-persjnal.ru.
2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е Экономика и социология труда: учебник для вузов. М., 2001. С. 22.
3. Сысоева М. С., Попов П. А. Дефиниции социально-экономической асимметрии региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
4. Алимова Л. Ш. Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5(29). С. 11.
5. Управление персоналом организации под ред. А.Я. Кибанова, М.: ИНФРА-М, 2007. – 678 c.
6. Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. – М.: МО, 2014. – 592 c.
7. Азаренко, А. В. Организация труда и заработной платы / А. В. Азаренко. – Минск: Амалфея, 2011. – 312 с.
8. Акулич, В. В. Анализ использования фонда оплаты труда / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 7. – С. 45-50.
9. Асалиев, А. М. Экономика труда: учеб.пособие / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович, Л. И. Сланченко. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 171 с.
10. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 198 c.
11. Максименко, Н. В. Экономика предприятий: учеб. пособие / Н. В. Максименко [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 542 с.