Задание 1
Характерные черты и периоды развития средневековой философии (патристика, схоластика). Основные вопросы каждого периода.
Ответ
Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия-христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.
Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием:
− Древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции
− Священного писания, определившего религиозную (христианскую) направленность философии средних веков.
Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.
В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.
Патристика включает в себя теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона. (идеализм, окружающий мир изменчив, реально существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)
Этапы патристики:
1. Апологетика (защита) (2-3 вв.) - оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. Христианство защищается. До 313 года это гонимая религия. Начало этому положил Нерон. Гонения на христиан были потому, что таинства Христа (крещение, причастие) были поняты язычниками как каннибализм (хлеб-плоть, вино-кровь). Христиане собирались тайно. В 313 году император Константин уравнивает христианство с другими религиями. 325 году христианство стало официальной государственной религией Рима. Первые века христиане пытались защищаться, оправдаться. После признания - защита от ереси ,гностицизма.
Задание 2
Социальная группа: понятие, основные черты, типологии.
Ответ
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.
Основные признаки социальной группы:
1. наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;
2. существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция – совокупность характеристик членов группы, как частей целого.
Структура группы – те функции, которые выполняют члены группы.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.
По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).
Задание 3
Дайте характеристику империи как форме государства. Вспомните империи, которые существовали в истории человечества. Существуют ли империи сейчас? Объясните, почему, на ваш взгляд, империя оказалась нежизнеспособной как форма государственного устройства? Примеры из истории обязательны.
Ответ
Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. В течении огромного количества времени политико - правовая мысль старалась обосновать устройство разных государств, выделяя самое основное в их формах. Особое место в изучении государственного устройства занимает характеристика формы правления. Именно по ней определяют, кому и как предстоит осуществлять государственную власть в обществе.
В древнем Риме под понятием империя понималась высшая государственная власть народа, участвовавшая в выборах, осуществляющая принятие законов, принимавшая участие в судебном процессе. Немного позднее под империей понималось высшее полномочие царей-магистров, в период республики это были преторы, консулы, диктаторы, цензоры и другие. Верховная государственная власть предоставлялась им или народом Рима посредством выборов, или в силу закона. Диктатор в Римской республике получал высшую степень империи, с пришествием республиканского характера полномочий империи ее высшая степень давалась императорам пожизненно”. Самыми известными империями того времени, помимо Римской, были Персидская, Египетская и другие. Чаще всего в них преобладала власть одного человека - монарха.
Империи, возникшие в средние века и Новое время являлись продолжением форм государства как "государств - наций". Для них был характерен один правитель, присутствовала единая форма власти, культуры, языка и другого. Понятие "империя" использовалось для объяснения политической системы, которая охватывала большие территории, в которых центр, вокруг которого были объединены территории, играл самую важную роль.