ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МЕТОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
1.1 Методологический аппарат научного исследования
1.2 Компоненты методологического аппарата исследования по теме «Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста посредством белорусского музыкального фольклора»
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
2.1 Логика (этапы научного исследования)
2.2 Методы научного исследования на каждом этапе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ
ВВЕДЕНИЕ
Много написано о важности участия детей в культуре своего народа, потому что обращение к отцовскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой они живут. На сегодняшний день, большое внимание в научной литературе уделяется проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии (В.Р. Aилиппов, Э.А. Баграмов, Ю.В. Бромлей, Л. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, А.Д. Карнышев, И.С. Кон, М.В. Крюков, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.П. Оконешникова, Р.Д. Санжаева, Г.В. Старовойтова и другие.). Формирование основ национального самосознания предполагает приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Каждый народ не только сохраняет исторические традиции и особенности, но и стремится унести их в будущее, чтобы не потерять исторический национальный облик и самобытность. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной культуры личности. Знакомство с традициями нации особенно важно в дошкольные годы.
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной самобытностью, любить Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.
Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, поскольку для детей дошкольного возраста характерны безграничное доверие к взрослым, желание повторить свои поступки, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, испытанные в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на развитие человека.
Музыкальный фольклор, определяемый в самом общем виде как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, признан во всем мире лучшим музыкальным материалом, отвечающим требованиям искусства, доступности, алфавиту родного музыкального языка, который, по мнению З. Кодая, «может быть только одним». Широкое использование фольклора нашло свое воплощение в системах музыкального образования З. Кодая и К. Орфа, имеющих свои аналоги во многих странах мира
Глава 1. МЕТОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
1.1 Методологический аппарат научного исследования
Актуальность исследования отражает степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.
Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема. Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».
Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий.
Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.
Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике. Сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно в науке о предмете исследования.
Объект исследования в педагогике – это некий процесс или явление, на которые обращено внимание исследователя. В данной интерпретации объект исследования близок по своей сути объектной области исследования. Поэтому объект определяют нередко как область поиска, то, на что направлено исследование. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «что исследуется? Какой процесс или явление?».
Объект педагогического исследования очевидно находится в рамках целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
2.1 Логика (этапы научного исследования)
1 этап. Ознакомление с проблемой исследования, путем изучения и анализа педагогической литературы по теме исследования; обоснование актуальности исследования; определение степени разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых; определение предмета и объекта исследования; формулировка общей (рабочей) цели и промежуточных задач исследования, соотнесение их с поставленной целью; анализ литературы по проблеме исследования, формулировка выводов.
2 этап. Выбор и обоснование методологии исследования; определение хода исследования (описание выборки испытуемых, ход проведения диагностических методик, сбор и регистрация показателей, информации).
3 этап. Формулирование гипотезы педагогического исследования, направленной на обоснование выдвинутого предположения и нуждающегося в её дальнейшей проверке.
4 этап. Выбор диагностических методик, согласно поставленной цели, проблеме и гипотезе исследования, а также с учетом особенностей испытуемых; определение групп испытуемых (деление на две группы: контрольную и экспериментальную), обоснование разделения испытуемых на группы; характеристика каждой из групп выборки; проведение констатирующего эксперимента, цель которого состоит в определении исходного состояния предмета исследования (уровня сформированности, развития и т.д. предмета исследования).
5 этап. Организация и проведение эксперимента, согласно подобранным методикам.
6 этап. Подбор методов и средств обработки полученных данных и информации; анализ и интерпретация результатов исследования; оформление полученных результатов исследования.
7 этап. На основании полученных в ходе исследования результатов, разработка практических рекомендаций, программы работы и т.д.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ
Для студентов зачастую является большой проблемой написание объемных научно-исследовательских работ. Причин такого явления много, но одна из главных – сложности с отбором теоретического материала и структурированием деятельности. Целью выполнения данного проекта было освоение таких умений, как работа с информацией и планирование деятельности. Названые навыки плодотворно влияют на способность построения методологического аппарата и последующего успешного написания научно-исследовательской работы. Поставленная цель, на мой взгляд, в ходе составления научного проекта исследования по теме «Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста посредством белорусского музыкального фольклора» была успешна реализована.
Для написания проекта научного исследования было важно придерживаться основных этапов планирования работы, соблюдая их особенности и закономерности. Для решения проблемного вопроса, лежащего в основе научной деятельности, необходимо четко ставить цель: что я хочу получить в результате? Грамотно подбирать литературу, исследовать степень разработанности выбранной темы в науке для того, чтобы иметь полное представление о предмете и объекте исследования. Следует серьезно, обдуманно подходить к избранию методов и методик исследования. Кроме того, я считаю ключевым моментом подход к проблеме и теме исследования: для успешного исхода они должны быть, в первую очередь, интересны самому исполнителю.
1. Алексеев, Э.Е. Нотная запись народной музыки / Э.Е. Алексеев. – М. : Советский композитор, 1990. – 240 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий / Н. В. Алешина. – М. : Перспектива, 2008 – 111 с.
3. Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова. – СПб., 2012. – 336 с.
4. Анцыпирович О. Н. Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами музыкального фольклора : дисс. канд. пед. наук.: 13.00.02 / О. Н. Анцыпирович. – Минск, 2012. – 131 с.
5. Бараноўская, Л. Мая Радзіма / Л. Бараноўская // Пралеска. – 2009.– № 7. – С. 33–34.
6. Варанецкая, Л. М. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне : дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, І.Л. Ждан. – Мінск : Зорны верасень, 2008. – 132 с.
7. Волков, Г. Н. Народная педагогика : программа спецкурса и методич. рекомендации / Г. Н. Волков. – М., 2009. – 137 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
9. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду / И. Г. Гаврилова. – СПб., 2008. – 160 с.
10. Гутковская, М. С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодежи Республики Беларусь / М. С. Гутковская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 9. – С. 10–12.
11. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мазыр : Белы Вецер, 2016. – 133 с.
12. Дубровская, Л. В. Маленькие граждане большой страны: программа воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / авт.-сост. Л. В. Дубовская; под ред. В. М. Теленченко. – Мозырь : Содействие, 2007. – 220 с.
13. Жалняровіч, Н. І. Хутка ў нашай хаце свята: Знаем і знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Н. І. Жалняровіч, М. А. Каліноўская. – Мазыр : Белы Вецер, 2009. – 63 с.
14. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной педагогики : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Н.А. Ивашкина. - Москва, 2008. - 24 с.
15. Кац, Е. А. Формирование исторических представлений у дошкольников / Е. А. Кац, Л. С. Ковалевская. – Мозырь : Белый Ветер, 2002. – 165 с.
16. Кацэвiч, С. С. Патрыятiзм – з’ява гiстарычная / С. С. Кацэвiч // Народная асвета. – 1999. – № 10. – С. 37–43.
17. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина : практич. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Г. А. Ковалева. – М. : АРКТИ, 2005.
18. Кодай, З. Музыка в детском саду / З. Кодай // Избранные статьи. – М. : Сов. композитор, 1982. – С.145–192
19. Козлов В.И. Самосознание этническое / В.И. Козлов // Народы России. Энциклопедия. – М., 1994. – С. 461
20. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью : письмо Министерства образования Республики Беларусь № 20-12/20 от 12.05.2003 г. // Праблемы выхавання. – 2006. – № 4. – С. 7–56