1. Изложите перспективы развития специализированных ТООП. Дайте классификацию услуг общественного питания
12. Опишите состав торговых помещений специализированных ТООП, поясните порядок подбора мебели, посуды, столового белья и т.д
32. Опишите способы подачи блюд и напитков в зависимости от характера обслуживания. Выполните схему сервировки стола для подачи блюд французским способом
Список литературы
1. Изложите перспективы развития специализированных ТООП. Дайте классификацию услуг общественного питания.
Размышляя над перспективами отрасли общественного питания, целесообразно предложить, что в первую очередь нужно концептуально решить вопрос о том, как сделать эту отрасль доступной и привлекательной для массового потребления, сохранив при этом прибыльность и потенциал роста для отдельного предприятия.
Назревший качественный скачок в сфере общественного питания, похоже, состоит в том, чтобы объединить ресурсы и создать технологии производства и сбыта, кардинально снижающие цены за счет объемов реализации. Пришло время для множества концепций популярного питания, имеющих единые центры по организации новых торговых предприятий и последующему централизованному сбыту основных продуктов и оборудования. Групповые инвестиции в сетевые заведения демократичного стиля чрезвычайно перспективны благодаря очевидному спросу и очень ограниченному предложению. Эту ситуацию иллюстрирует развитие кинотеатров, клубов и разрозненных "спутниковых кафе" в любых местах скопления публики. Для сетевых проектов не хватает одного - открыто мыслящих инвесторов-профессионалов, не боящихся своих потенциальных партнеров и готовых делиться с ними для того, чтобы вместе заработать больше.
Большую роль в распространении современных технологий общественного питания призваны сыграть дистрибьюторы продуктов, материалов и оборудования, а также разработчики концепций, технологий управления (например, бизнес-планов для потенциальных инвесторов) и расстановки кадров. Они могут иметь любую структуру при условии бесконфликтной координации участников местного рынка и крупных поставщиков метрополий, а также целенаправленного обеспечения сбыта технологического оборудования, дизайнерских проектов, продуктов и напитков и всего того, что помогает организовать новый ресторан, включая информацию и обучение.
Безусловно, все это очень похоже на франчайзинг. Однако идея франчайзинга в Беларуси может быть реализована еще с такой стороны, как продажа лицензий по грамотно составленным франчайзинговым контрактам на базе законодательства и средствами судебной защиты нарушенных авторских прав, а с продажи инвесторам в коммерческую недвижимость ресторанных проектов "под ключ". В этом случае формируется открытая система сбыта концепций с "нагрузкой" от поставщиков, представляемых дистрибьюторами. Таким образом, за предоставлением единых информационных ресурсов для выбора концептуальных заготовок и бизнес-планов последуют долгосрочные контракты на поставку со специальными предложениями и скидками от конкретных поставщиков, способных обеспечить "качество бренда" и поддержку начинающего бизнеса.
12. Опишите состав торговых помещений специализированных ТООП, поясните порядок подбора мебели, посуды, столового белья и т.д.
К торговым помещениям (помещениям для потребителей) в зависимости от типа, класса и вместимости предприятия общественного питания относятся залы с раздаточными, банкетные залы, коктейль холлы, аванзалы (залы ожиданий), касса, буфеты, бары, курительная комната, магазины кулинарии, сервизная, моечные столовой посуды, помещение для нарезки хлеба (хлеборезка), комната отдыха и кабинет врача (диетсестры) в диетических столовых, игровая комната в детском кафе, а также вестибюль, гардероб и туалетные комнаты.
Помещения для потребителей располагают, как правило, в наземных этажах здания. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и обслуживающего персонала.
Вестибюль- это помещение, куда, прежде всего, попадает посетитель. Архитектура, цветовое решение, элементы информации воздействуют на психику, эмоции гостя предприятия, его настроение. Уже то, насколько предприятие сумело создать интерьер вестибюля, соответствующего концепции заведения, оно привлекло или потеряло клиента. Для того чтобы потребитель чувствовал себя комфортно и удобно в вестибюле необходимо, чтобы его площадь равнялась примерно четверти площади зала (из расчета 0,3-0,45 м2 на одно место).
При формировании интерьера вестибюля следует исходить из функциональных процессов, проходящих в нем, а также из транзитной роли этого помещения. Здесь могут быть установлены зеркала, кресла, диваны, журнальные столики, цветочницы, стенды информации, телефоны-автоматы и т.п.
Гардероб обычно располагается при входе в вестибюль, иногда в зале вестибюля. Площадь гардероба определяется из расчета 0,08-0,1 м2 на одно место или 0,17 м2 на одну вешалку. Число вешалок в гардеробе должно соответствовать количеству мест во всех залах предприятия в период наибольшего притока гостей с 10%-ным запасом. Расстояние между вешалками должно быть не менее 70 см. Крючки вешалок должны располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от пола. Сумки, портфели кладут в шкафы - ячейки.
Туалетные комнаты располагаются, как правило, рядом с гардеробом или в месте, расположенным обособленно от зала. Санитарные узлы запрещается располагать у наружных стен здания. Их размещают внутри вестибюля одним блоком и обособляют двойными шлюзами, которыми могут служить умывальные.
32. Опишите способы подачи блюд и напитков в зависимости от характера обслуживания. Выполните схему сервировки стола для подачи блюд французским способом.
Приступая к выполнению заказа, официант должен хорошо знать особенности подачи всех блюд и напитков, а также продумать, какими методами следует подать заказанные блюда.
В ресторанах используются следующие методы подачи блюд:
- французский,
- английский,
- русский,
- европейский,
- комбинированный.
Французский метод предусматривает подачу блюда в обнос, т.е. перекладывание его в тарелку гостя. Этот метод используется в работе официантов, обладающих высокой техникой обслуживания.
Техника работы официанта заключается в следующем. При подаче холодных блюд и закусок официант кладет на ладонь левой руки сложенный ручник, на который ставит блюдо вместе с прибором для раскладки, подходит к гостю слева и, слегка наклонившись к нему, опускает левую руку с блюдом под небольшим углом таким образом, чтобы край блюда находился над краем тарелки.
Правой рукой официант берет прибор для раскладки и перекладывает блюдо, прижимая локоть к себе и отводя кисть руки вправо. В практике используются четыре варианта расположения универсального прибора для раскладки блюда:
- классический прием — столовые ложку и вилку держат в правой руке, причем указательный палец располагают между приборами с тем, чтобы он контролировал движение вилки при порционировании. Этот прием применяют при подаче блюд, состоящих из порций рыбы или мяса с овощным гарниром: ассорти рыбное Русский букет, балык по-царски, домашняя мясная закуска (фаршированная перепелка, деревенская буженина и рулет из молочного поросенка);
- плоскостной прием — столовые ложку и вилку располагают в одной плоскости в виде лопатки таким образом, чтобы ручки приборов находились в ладони правой руки, а большой палец придерживал приборы в месте их соединения. Этот прием используют при подаче блюд с мягкой консистенцией (отварная рыба, сельдь «под шубой», паштет из гусиной печени);
- щипцовый прием — приборы для порционирования держат в ладони правой руки слегка раздвинутыми по отношению друг к другу. Этот способ применяют при подаче блюд с плотной консистенцией (фаршированных);
- официант предлагает блюдо гостю, который обслуживает себя сам. Гость, пользуясь приборами для порционирования, кладет себе в тарелку порцию рыбы, мяса или другого блюда (а).
1. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для начального профессионального образования (В.В. Усов 2-е издание, стер – М: Издательский центр «Академики»: Образовательно-издательский центр «Академия», 2002 – 416 стр.)
2. И.И. Фурс, Г.А. Дудки, В.И. Радевич, С.А. Сухий, Т.Н. Молган. (под редакцией: И.И. Фурса) Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания /И.И. Фуре, Г.А. Дудка, В.И. Радевич, С.А. Сухий, Т.Н. Молган: Метод пособие для практических работников и подготовки специалистов отрасли. – Мн: Белорусская ассоциация кулинаров, 1998 – 416 стр.
3. Иванникова Е.И. Барное дело: Учебник Е.И. Иванникова, Т.В. Иванникова, Г.В. Семенова. – М.: издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002. – 352.
4. В.А. Барановский Официант – бармен 1 состав. – Мн.: 0 – 91 ООО «Соврем. Шн.» 2006. – 432 стр.
5. Белошапка М.И. Технология ресторанного обслуживания: учебное пособие для начального профессионального образование /М.И. Белошапка. – 3 – е издание, стер., - м.: Издательский центр «Академия»; 2006 – 224 стр.