Задание 1.
Задание 3.
Использованная литература
Задание 1. Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
Вопросы:
1. Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)?
2. С накоплением словаря усиливается аграмматизм?
3. Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями?
Задание 2. Сформулируйте вопросы к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.
Вопросы:
1. У ребенка присутствует неустойчивость слуховых порогов, ребенок то слышит тихую речь, при этом не слышит громкую, то громкость одинаковая?
2. У ребенка присутствует недоразвитие импрессивной речи, несмотря на хороший физический слух?
3. Ребенок слышит, но не способен дифференцировать аккустиченские сигналы («словесная глухота»)?
4. Ребенок называет слова без соотношения их со смыслом?
Задание 3. Разработайте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы.
Конспект индивидуального занятия с ребенком 5 лет (моторная алалия)
Тема: «Домашние животные».
Этап: подготовительный.
Цель: формирование пассивного словаря по теме «Домашние животные».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
– развивать понимание речи;
– формировать коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих голоса животных.
Коррекционно-развивающие задачи
– развивать пространственную ориентировку и неречевые психические процессы (зрительное и слуховое внимание, память, мышление).
Коррекционно-воспитательные задачи:
– воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.
Оборудование: игрушка Котенок, пары маленьких игрушек домашних животных, картинки «Домашние животные и их детёныши», зеркало, бумажный бантик на ниточке, разрезная картинка с изображением животного (4 части), бумажная лестница, раскраска.
1. Башинская Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна ( из опыта преодоления алалии). Пособие для учителей / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница. – Издательство: Мозырь, ООО ИД "Белый Ветер", 2017. – 52 с.
2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие / Е.В. Кириллова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.