1. Терминологический аспект
2. Валютно-финансовые условия внешнеторговых сделок
3. Кредитование во внешнеэкономической деятельности
4. Формы расчетов во внешнеэкономической деятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Терминологический аспект
Валюта - денежная единица страны, объединения стран, используемая для измерения величины стоимости товара.
Понятие валюты применяется в значениях:
- денежная единица данной страны, объединения стран (белорусский рубль, доллар США, евро, польский злотый и т.д.);
- денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международных расчетах - иностранная валюта.
Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися па территории разных стран.
Под валютно-финансовыми отношениями во внешнеэкономической деятельности следует понимать систему взаимодействий курсов валют и ссудных капиталов разных стран при осуществлении внешнеторговых операций.
Банковский перевод – простая и экономически наиболее выгодная форма расчетов, а комиссионные расходы, связанные с ее осуществлением, сравнительно невысокие, поэтому белорусские субъекты хозяйствования чаще всего предпочитают производить безналичные расчеты именно посредством банковских переводов.
Внешнеэкономическая деятельность – это отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно - технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта.
Международные финансы – это совокупность только тех финансовых ресурсов, которые используются в международных экономических отношениях, т.е. в отношениях между резидентами и нерезидентами.
Под международным финансированием понимается обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами национального хозяйства страны, отдельных регионов, предприятий, предпринимателей, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности за счет внешних источников в виде иностранной помощи и ассигнований из средств зарубежных бюджетов, иностранных кредитов и займов, прямых и портфельных взносов иностранных инвесторов, а также заимствований на международных рынках ссудных капиталов.
Под мировым финансовым рынком следует понимать совокупность отношений, которые возникают при движении финансовых потоков между сегментами и субъектами рынка.
2. Валютно-финансовые условия внешнеторговых сделок
В международных хозяйственных операциях в сфере туризма и гостеприимства, возможность получения платежей осложняется, и продавец не всегда располагает достаточными сведениями о покупателе и о порядке получения платежей согласно его национально-правовой системы.
Тесным образом валютные условия связаны с платежами. Их включение в международные сделки в сфере туризма и гостеприимства связаны, прежде всего, с тем, что обычно либо для всех сторон, либо для одной из сторон валюта, которая используется во взаимных обязательствах, является иностранной. И возникает необходимость включения в сделку следующих положений.
Среди них определение валюты цены (валюта, в которой выражена цена товара, услуг и т. д.), валюта платежа, условия перевода одной валюты в другую, если валюта цены и платежа не совпадают; меры по предотвращению валютных рисков [1, с. 35].
Следовательно, валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок в сфере туризма и гостеприимства являются условиями, которые зафиксированы в контракте как результат переговоров участников сделки.
При согласовании данных условий можно проследить противоположность интересов контрагентов, к примеру, администратор в сфере туризма и гостеприимства стремится к тому, чтобы получить максимальную сумму валюты в наиболее кратчайшие сроки, а клиент заинтересован в том, чтобы выплатить наименьшую сумму, в ускорении получения товара и отсрочки платежа до момента его продажи.
Прежде всего, выбор условий сделки зависит от характера экономических и политических отношений, которые сложились между странами в сфере туризма и гостеприимства, от соотношения сил контрагентов и степени их компетентности и традиций, и обычаев международной торговли в сфере туризма и гостеприимства [2, с. 75].
В валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок в сфере туризма и гостеприимства входят такие элементы как валют цены, валюта платежа, условия и средства платежа, формы расчетов, а также банки, которые осуществляют данные расчеты.
Выбирая валюту цены, где фиксируется цена товара, огромное значение имеет вид товара, факторы, которые оказывают влияние на международные расчеты, условия межправительственных соглашений, международные обычаи. Нередко цена контракта указывается в нескольких валютах, например, в двух и более двух, либо в валютной корзине для того, чтобы осуществить страхование валютного риска.
3. Кредитование во внешнеэкономической деятельности
Кредит занимает одну из важнейших позиций в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. При нынешней конъюнктуре рынка условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья, превосходство в решающих областях научно-технического прогресса [8, с. 70].
Кредитование ВЭД, безусловно, имеет свою специфику. Кредиты предприятиям и фирмам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность (экспортеры энергоресурсов; предприятия среднего уровня; так называемые локальные и региональные предприятия: клиенты, заключающие от случая к случаю или периодически внешнеторговые контракты; банки), как правило, предоставляются в иностранной валюте.
Большая часть таких кредитов выдается импортерам для оплаты заключенных контрактов на поставку товаров, оборудования.
В случае кредитования экспортеров большое внимание уделяется анализу финансового состояния контрагента - плательщика. Здесь необходимо учесть, что условия для импортеров и экспортеров несколько различаются. Это связано с тем, что нам труднее оценить риски компаний, ведущих свою деятельность за рубежом [9, с. 56].
А несвоевременная оплата экспортируемых товаров может привести к сбоям в финансовых потоках клиентов, и, как следствие, к задержке возврата кредитных ресурсов.
На протяжении последних нескольких лет в Беларусь активно привлекались иностранные кредиты, что было вызвано структурными дисбалансами в экономике Беларуси, приводившими к существенному дефициту текущего счета платежного баланса.
Использование других не долговых инструментов для финансирования внешнеторгового дефицита, в том числе прямых иностранных инвестиций, было ограниченным, что привело к росту внешнего долга и создало риски для финансовой системы Беларуси в долгосрочном периоде.
4. Формы расчетов во внешнеэкономической деятельности
Различные формы и методы расчетов используются в ходе деятельности любого предприятия. Предприятия туристической отрасли не являются в этом исключением.
Рассмотрим на примере турагентства «Coral travel» г. Минск, которая была создана в 2001 году в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Учредительным договором. Форма собственности - частная. Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью. Ответственность учредителей по обязательствам фирмы ограничивается размерами внесенных ими вкладов.
ООО «Coral travel» имеет расчетные и валютные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием, иные печати и штампы, торговый знак (знак обслуживания) и иные реквизиты, отдельный (самостоятельный) бухгалтерский баланс.
Деятельность ООО «Coral travel» направлена на достижение главной цели - получение максимальной прибыли, чему способствует эффективное управление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности хозяйствования, а также управление издержками производства.
ООО «Coral travel» в своей структуре имеет два основных отдела: отдел туризма и отдел оптовой торговли. Однако основной вид деятельности - туристическая деятельность. В связи с этим ООО «Coral travel» в дальнейшем будем называть туристическим предприятием.
Осуществление расчетов предприятия является одной из функций бухгалтерии предприятия. ООО «Coral travel» ведет расчеты с клиентами, поставщиками туристических услуг, агентами, работниками фирмы, бюджетом и органами социального страхования, банками и прочими дебиторами и кредиторами.
Расчеты на предприятии ведутся как в наличной, так и в безналичной формах. По данным бухгалтерии ООО «Coral travel» большая часть расчетов осуществляется в безналичной форме (приблизительно 70%). Тем не менее, наличный расчет также имеет довольно значительный удельный вес (немногим более 30%).
К примеру, оплата клиентами оказанных им туристических услуг осуществляется путем внесения наличных денег в кассу туристического предприятия.
Рассмотрим подробнее наличную и безналичную формы расчетов, применяемые туристической фирмой ООО «Coral travel». Как уже упоминалось выше, наличная форма имеет меньший удельный вес в общем объеме расчетов, производимых предприятием.
1. Алымов, Ю. Роль туристических услуг в системе внешнеэкономических отношений / Ю. Алымов, А. Гарбуз // Банкаўскі веснік. – 2016. - № 28. – С.35-42.
2. Безбородова, О.В. Исследование возможностей развития туризма в Бела-руси и в Полоцком регионе / О.В. Безбородова, А.Г. Бонадыкова // Труды молодых специалистов Полоцкого гос. ун-та. Вып. 13. Экономические науки. – Новополоцк, 2016. – С. 75-78.
3. Ванюкевич, Е. Привлечение иностранных инвестиций в туристическую отрасль / Е. Ванюкевич // Банкаўскі веснік. – 2019. - № 19. – С. 55-59.
4. Василевский, В. Неиспользованный потенциал, или Почему зарубежные туристы рассматривают Беларусь как транзитную страну / В. Василевский // Государственный контроль. – 2015. - № 4. – С. 12-15.
5. Верниковская, О. Белорусский туризм: тенденции и перспективы / О. Верниковская // Директор. – 2018. - № 10. – С. 10-14.
6. Деркачева, Т. Туризм и отдых внутри страны / Т. Деркачева // Налоги и бухгалтерский учет. – 2017. - № 23. – С. 46-49.
7. Дмитрук, И.Ф. Туризм как фактор экономического роста Республики Беларусь / И.Ф. Дмитрук // Развитие прикладных исследований в праве и экономике на основе институциональной теории: сб. мат. IX Респуб. науч.- практич. конф. – Брест, 2018. – С. 169-171.
8. Колендо, Е.Т. Оценка туристской привлекательности малых городских поселений Беларуси / Е.Т. Колендо // Вестник.БГУ. Серия 2. – 2016. - № 1. – С. 70-77.
9. Пономарева, Е. С. Мировая экономика и международные экономические отношения / World Economy & International Economic Relations / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова, П.С. Томилов. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 288 c.
10. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by /.
11. Колендо, Е.Т. Типология малых городских поселений Беларуси как центров туризма / Е.Т.Колендо // Вестник БГУ. Серия 2. – 2011. - № 1. – С. 85-90.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
13. Костючков, А. Проблемы формирования благоприятного международного туристического имиджа Беларуси / А. Костючков // Беларуская думка. – 2018. - № 2. – С. 113-118.
14. Кузьмич, А.В. Природные и социально-экономические предпосылки развития рекреации и туризма в Пружанском районе / А.В. Кузьмич // Геаграфія. Праблемы выкладання. – 2015. - № 2. – С. 56-61.
15. Международный туризм как фактор вовлечения регионов Беларуси во внешнеэкономические связи // Еврорегион Неман: вопросы развития: сборник. – Гродно, 2019. – С. 65.
16. Мешечко, Е.Н. Развитие туризма на территории Брестской области / Е.Н.Мешечко, Д.В.Никитюк // Веснік Брэсцскага ун-та. Серыя прыродазнаўчых навук. – 2019. - №. 1 (32). – С. 149-159.
17. Мозговая О.С. Оценка инвестиционной привлекательности гостиничного сектора Республики Беларусь / О.С. Мозговая, Н.А. Лаврентьева // Труды факультета международных отношений БГУ: научный сборник. Вып. II. – Минск, 2015. – С. 88-95.