1. Сущность, состав и классификация оборотных средств. Показатели оборачиваемости.
2. Сущность цены. Принципы ценообразования.
3. Задача.
4. Задача.
1. Сущность, состав и классификация оборотных средств. Показатели оборачиваемости.
Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения. Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.
Оборотные производственные фонды – это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла. Они классифицируются по следующим элементам:
• производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы); К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.
• незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП);
• незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке;
• расходы будущих периодов, т.е. затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах;
• фонды обращения, т.е. совокупность средств, функционирующих в сфере обращения; (готовая к реализации продукция, находящаяся на складах предприятия; продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке, а также средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность).
2. Сущность цены. Принципы ценообразования.
Цена– это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли—продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.
Сущность цены определяется двумя основными теориями.
Основы первой теории – стоимостной теории цены – были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории, товар имеет стоимость и цену.
Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.
Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом.
Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли—продажи товаров.
3. Задача
За год предприятие выпускает 550 изделий. Себестоимость единицы продукции – 183 руб. Цена изделия – 265 руб. Определить величину прибыли и рентабельность.
Решение задачи:
1) Себестоимость выпускаемой продукции = Выпуск продукции * Себестоимость единицы продукции = 550 * 183 = 100 650 руб.
2) Выручка от реализации продукции = Цена изделия * Выпуск продукции = 265 * 550 = 145 750 руб.
4. Задача
Объём реализованной продукции в отчётном периоде составил 5900 руб. при затратах оборотных средств 1000 руб. Определить ускорение оборачиваемости оборотных средств в днях за счёт снижения затрат оборотных средств на 200 руб.
Решение задачи:
Оборачиваемость оборотных средств = (Выручка от реализации продукции)/(Стоимость оборотных средств) = 5900/1000 = 5,9 дней
Оборачиваемость оборотных средств при снижении затрат оборотных средств = 5900/(1000 - 200) = 7,4 дня.