Вопрос 13
Дайте определение потребительской кооперации. Назовите задачи потребительской кооперации. Назовите виды предприятий. Рассмотрите особенности построения и развития потребительской кооперации в Республике.
Согласно Закону Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Республике Беларусь» от 25 февраля 2002 г. № 93-3 с учетом изменений и дополнений от 13 июня 2016 г. № 374-З:
Потребительская кооперация – система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений.
Основными задачами потребительской кооперации являются:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- организация рынков;
- создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, транспортных и иных организаций;
- создание и развитие санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
Вопрос 22
Назовите основные функциональные группы помещений магазинов и покажите их взаимосвязь. Проанализируйте особенности планировок торгового зала.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.
По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:
- торговые;
- для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
- подсобные;
- административно-бытовые;
- технические.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупате¬лей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
Ситуация 2
Универсам «Солнечный» находится в густонаселенном районе. Контингент покупателей широк и разнообразен. Проанализируйте, какие товары запрещено продавать лицам до 18-летнего возраста. Укажите, имеет ли право продавец уточнить возраст покупателя? Ответ обоснуйте.
Согласно п. 33.1 обновленных Правил запрещается продажа несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных напитков (с объемной долей этилового спирта не более 7%), пива, табачных изделий, игральных карт, эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию – несовершеннолетним, не достигшим возрастной категории детей, среди которых допускается распространение такой продукции.
Правила также были дополнены пунктом, согласно которому детям запрещается приобретать не только боевое оружие, но и конструктивно сходные с пневматическим и метательным оружием изделия. Под запрет попали пневматические пистолеты, револьверы и винтовки, луки и арбалеты. В то же время игрушки в виде пистолета или арбалета приобретать детям по-прежнему можно.