1. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основатели учения о высшей нервной деятельности.
Высшей нервной деятельностью называют деятельность нервной системы, направленная на реализацию взаимосвязи организма с окружающей средой.
Основателями учения о высшей нервной деятельности являются И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Мысли, высказанные И.М. Сеченовым в известных очерках «Рефлексы головного мозга» (1963), выступили в качестве научной основы для развития И.П. Павловым рефлекторной теории и создания учения о высшей нервной деятельности. Указанное учение в дальнейшем получило развитие в работах учеников и последователей И.П. Павлова – К.М. Быкова, Л.А. Орбели, П.К. Анохина и др. [1]
В книге И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» удивительно просто и ясно изложены свои представления о рефлекторных механизмах работы головного мозга. В первой части книги на примере опытов с обезглавленной лягушкой он показал, сто при наличии спинного мозга в ответ на раздражение могут возникать движения в виде рефлекторного отдергивания конечности. Эти движения осуществляются без участия головного мозга. В первой части книги на примере опытов с обезглавленной лягушкой им показано, что при наличии спинного мозга в ответ на раздражение могут возникать движения в виде рефлекторного одергивания конечности. Эти движения осуществляются без участия головного мозга. Обычно называемые невольными, они тем сильнее, чем сильнее раздражения. Невольные движения целесообразны, потому что охраняют конечность от вредящего раздражения и этим благоприятствуют выживанию организма, способствуют сохранению вида. При этом эти движения могут тормозиться другими раздражителями, вызывающими более важную деятельность. Наличие в головном мозге специальных центров, способных при раздражении затормаживать невольные действия, И.М. Сеченов доказал экспериментально: если эти центры раздражать солью, лягушка не выдергивает лапку, опущенную в кислоту.
2. Методы экспериментального изучения высшей нервной деятельности.
Основным методом исследования высшей нервной деятельности является метод условных рефлексов [1].
Метод условных рефлексов — это объективный метод исследования психических процессов, основанный на материалистической теории единства психического и физического. Сущность его заключается в сопоставлении воздействующих на организм раздражителей и возникающих ответных реакций. Исходным положением в применении этого метода является мысль о том, что деятельность центральной нервной системы, в том числе коры больших полушарий, обеспечивается процессами возбуждения и торможения, возникающими в результате воздействия на организм факторов внешней и внутренней среды. Метод условных рефлексов был открыт и успешно применялся И. П. Павловым [4, 5].
3. Значение учения И.П. Павлова об условных рефлексах.
Исследование И.П. Павловым процесса пищеварения послужили толчком к развитию совершенно нового раздела физиологии – учения о высших мозговых функциях. Павлову удалось заметить, что желудочный сок у собаки выделяется не только в том случае, когда пища непосредственно действует на слизистую оболочку рта и желудка, но и когда голодная собака видит пищу или слышит звон посуды, из которой ее обычно кормят. У собак «текут слюнки» подобно тому, как это бывает у человека при виде вкусной пищи.
Это случайно подмеченное явление было названо «психическим слюноотделением». И.П. Павлов задался целью выяснить, что представляет собой «психическое слюноотделение». Ход мысли и опытов Павлова был следующим: в случае «психического слюноотделения» пища не прикасается к слизистой оболочке ротовой полости, но собака видит и чувствует еду, слышит звуки, за которыми следует кормление. Следовательно, в этом случае пища действует своими признаками (видом, запахом, звуком и т.д.) не на слизистую оболочку ротовой полости, а на органы зрения, обоняния, слуха, от которых возбуждение идет в мозг, а от него направляется к слюнным железам, вызывая их работу. Значит, и в данном случае ответ организма на внешнее раздражение совершается при участии центральной нервной системы, т.е. возникает рефлекс, но рефлекс особый, позволяющий приспособиться к будущему, пока еще не наступившему событию. Ведь пищи во рту пока еще нет, а ответ организма уже есть – выделение слюны в ротовой полости [1].
4. Механизм формирования условных рефлексов.
Рефлекс – это реакция организма на раздражение при участии центральной нервной системы. Рефлексы подразделяются на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы являются прирожденной реакцией организма, которые образовались и закрепились в процессе эволюции. Безусловные рефлексы существуют на уровне спинного мозга и ствола мозга. Безусловные рефлексы являются видовыми, характерными для всех представителей конкретного вида животных, и постоянными.
Условные рефлексы – реакции организма человека и высших животных, приобретенные в процессе жизни. Они образуются на уровне коры больших полушарий и реализуются с участием подкорковых структур. Условные рефлексы являются индивидуальными, изменчивыми, способными перестраиваться, приспосабливаться к изменчивым подкорковым структурам [1].