1. Занятие – форма обучения детей развитию речи
2. Картины, и их роль в ознакомлении с окружающим и развитии словаря. Структура занятий, методика словарной работы при рассматривании картин
3. Составить 2 конспекта занятий по рассматриванию картин
Список использованной литературы
1. Занятие – форма обучения детей развитию речи
Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Общепризнанным является факт, что ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятия в детском саду имеют большое значение для подготовки детей к школе. Дети овладевают на них навыками учебной деятельности, становятся более собранными, организованными. У них развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям. При систематическом обучении формируются познавательные интересы.
В процессе обучения на занятиях у детей воспитывается интерес к школе и учению, вырабатываются навыки правильного поведения, чувство ответственности, исполнительность, выдержка, привычка к трудовому усилию.
В детском саду проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, физкультурные и музыкальные занятия. Обучение на занятиях требует от детей значительного физического и умственного напряжения, т. е. связано с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием. Учитывая это, следует проявлять большую осторожность в установлении правильной учебной нагрузки, продолжительности занятий, определении их места в режиме дня, частоты и регулярности по разным разделам программы.
Перед занятием прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
2. Картины, и их роль в ознакомлении с окружающим и развитии словаря. Структура занятий, методика словарной работы при рассматривании картин
В целях ознакомления с окружающим, проводится рассматривание картин и иллюстраций. Картина - ценный материал для развития речи. Детям показывают как предметные, так и сюжетные картины. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребёнка доступными его восприятию наглядными образами, расширять активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображённого предмета (у птички голова, глаза, клюв, хвост и крылья).
Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения.
«Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях. Картина благодаря её образности и красочности является действенным средством воспитания у ребёнка художественного вкуса.
Существует специальная серия картин по знакомству маленьких детей с окружающим и развитию речи. В неё входят предметные и сюжетные картинки и картины. Предметные картинки используются для закрепления представлений ребёнка о ряде предметов, а также для развития мышления, в частности способности к различению и группировке предметов.
Для занятий и самостоятельного рассматривания требуются также тематические наборы картинок: животные и детёныши, средства передвижения, овощи, фрукты, ягоды, игры и развлечения детей в разные сезоны, весёлые картинки.
Почти ежемесячно с детьми рассматривают на занятии сюжетную картину. Такие как: "Игра с куклой", "Дети кормят курицу и цыплят", "Дети кормят рыбок", "Летом на прогулке". Дети с удовольствием рассматривают также доступные им по содержанию картины "Спасаем мяч", "Катаем шары" (серия "Мы играем" В. Г. Батуриной, "Таня и голуби" (серия "Наша Таня" О. И. Соловьёвой, "Домашние животные", "Дикие животные" Веретенниковой, "Времена года" О. И. Соловьёвой. Рассматривание некоторых картин закрепляет представления детей, происходит обогащение и уточнение словаря [5].
Состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.
I часть – вводная (1-5 мин.): настроить детей к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.
II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.
3. Составить 2 конспекта занятий по рассматриванию картин
Конспект занятия для старшей группы по теме: «Осенний день»
Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
1. Упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины;
2. Учить составлять подробные и интересные рассказы-описания по картине, побуждая детей к речевым высказываниям, к ответам –доказательствам при решении речевой логической задачи ;
3. Воспитывать у детей эстетические чувства.
Оборудование: картина «Осенний день», звездочки для поощрения, натуральные листья различных пород деревьев.
Ход занятия.
Организационный момент. Попрошу детей подойти к окошку и из окна понаблюдаем с детьми за погодой на улице. Задаю детям вопросы о состоянии погоды, предлагаю им вспомнить отрывки из стихотворения поэтов-классиков об осени.
Ход занятия : Сообщаю, что будет очень интересное занятие, сегодня я вам покажу картину
- Как бы вы назвали эту картину?
- Какое время года изобразил художник? как об этом сказать одним предложением?
- Верно, художник изобразил осенний день и точно также назвал свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?
- На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком .
- А почему вы решили, что день осенний?
- Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки дары осени.
- Какой осенний день на этой картине?
- Теплый, солнечный.
- В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?
- Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.
Даю детям речевой образец рассказа по картине:
- На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша, возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собачка. На собаку загляделся мальчик. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.