1. Составить конспект экологической формы работы в УДО по ознакомлению дошкольников с природой с использованием специфических методов экологического воспитания.
2. Подготовить сообщение об одном из известных педагогов, работающих над проблемами экологического образования в конце XX в. начале XXI в.
3. Разработать презентацию по теме: «Экологическое образование в Германии».
Список литературы
1. Составить конспект экологической формы работы в УДО по ознакомлению дошкольников с природой с использованием специфических методов экологического воспитания.
Не за горами время, когда сегодняшние мальчики и девочки станут взрослыми и будут нести ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Именно поэтому очень важно привить каждому из них чувство любви к природе, уважение ко всем живым существам, умение предсказывать последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе нет «ничьей» реки, ненужной травы, бесполезных насекомых. В природе все гармонично взаимосвязано, разрыв одной из цепей грозит нарушить естественный баланс.
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетического опыта. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: что вредит живому существу, его нужно любить, нельзя убить животное, мы не имеем права разрушать то, что создало природа. Мы должны прививать детям ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем [3].
В процессе экологического воспитания у детей формируются познавательные действия, развиваются познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность и творческая активность.
Цели и задачи экологического образования детей:
Знакомство с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
Формирование первичных представлений о природном разнообразии планеты Земля.
2. Подготовить сообщение об одном из известных педагогов, работающих над проблемами экологического образования в конце XX в. начале XXI в.
Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, автор учебных пособий по воспитанию детей дошкольного возраста.
Светлана Николаевна Николаева родилась в 1940 году. Окончив школу, она поступила в Московский государственный педагогический университет, после чего устроилась в НИИ дошкольного воспитания. Сейчас Светлана Николаевна занимает пост главного научного сотрудника в Институте психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.
Николаева изучает вопросы экологического воспитания дошкольников. Ее книги посвящены психологическим особенностям формирования у детей представления об этом предмете. Автор подробно расписывает современные программы обучения, дает организационно-методические советы.
Трудовую деятельность начинала воспитателем в одном из московских детских садов. После окончания МГПИ им. В. И. Ленина работала в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук. Являлась ученицей видной плеяды отечественных ученых: психологов (B.C. Мухина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер) и педагогов (Э. И. Залкинд, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Т. А. Маркова, Н. А. Ветлугина). До 1979 года занималась исследованием вопросов умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой. С 1980 года и по сегодняшний день занимается исследованием в области экологического образования дошкольников.
С. Н. Николаева является автором первой «Программы экологического воспитания дошкольников» (1993), которая в дальнейшем стала программой «Юный эколог», и первой «Концепции экологического воспитания дошкольников».
1. Варламова Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 92-100.
2. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Гайнуллова Ф.// Детский сад от А.до Я. -2008. - № 6. - С. 46-52.
3. Казарчик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Казарчик Г. Н.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1- С. 33-37.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001. - С. 184.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н. А.; науч. ред. Г.А. Ягодин. - М.Изд. дом «Карапуз», 2001. - С. 432.
7. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) - Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - С. 208.