Вопрос 1
Вопрос 2
Практическое задание
Список литературы
Приложения
Теоретический вопрос № 1 (№ 18 по списку). Информационный поиск, его виды и методы.
Термин информационный поиск (англ. information retrieval) ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию.
Информационный поиск (Information retrieval) также есть наука о методах поиска неструктурированной информации, удовлетворяющей заданным параметрам. В широком смысле к информационному поиску относят и другие задачи анализа неструктурированной информации.
С точки зрения использования компьютерной техники «информационный поиск» – совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя.
Решать проблемы фактографического поиска первыми стали представители библиотек. Они разработали средства информационного поиска, получившие название «справочно–поисковый аппарат» (каталоги, библиографические указатели и др.). В профессиональной отечественной печати данный термин используется с 1970-х годов. Библиотекари определяют «информационный поиск» как нахождение в информационном массиве документов, соответствующих информационному запросу пользователей.
Самостоятельный информационный поиск, ориентированный на проблемный анализ, научные исследования и творчество, должен обеспечивать решение следующих основных задач:
– поиск релевантной (точно соответствующей информационной потребности специалиста) информации;
– поиск аналоговой информации в смежных областях (расширение исходной информации);
– обобщение и уточнение полученной информации;
– анализ и оценку информации, исходя из собственных реальных задач.
Основные виды информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический. Они тесно взаимосвязаны между собой.
Теоретический вопрос № 2 (№ 42 по списку). Внедрение новых научно-педагогических идей и методических разработок в практику образования.
Мировой опыт показывает, что образование должно быть интегрировано с наукой. Согласно современным воззрениям, значимыми можно считать только те результаты исследовательской деятельности, которые возможно применить в образовательном процессе, а именно – в содержании обучения.
Внедрение результатов научно-педагогических исследований – процесс творческий. Он зависит от многих факторов: предполагает переход от фундаментальных исследований к прикладным, а от них – к разработкам, которые внедряются сначала в опытном порядке, а потом, после проверки и возможной доработки, вводятся в массовую практику. Решение данной задачи возможно тогда, когда идеи, заложенные в рекомендациях, актуальны и когда преподаватель (учитель) убежден в необходимости изменения существующей практики, психологически и практически готов к переориентировке на новые педагогические технологии. Педагогическая деятельность сложна, ее результаты зависят от многих объективных и субъективных факторов, например, психологические особенности личности учителя (преподавателя) и т. д.
Фундаментальные исследования сложнейших процессов воспитания и обучения требуют многих лет. Поэтому начинать их надо намного ранее того периода, когда возникает необходимость в осуществлении очередных закономерных преобразований системы образования школьного дела. Только при этом условии можно будет вовремя и на надлежащем уровне подготовить рекомендации и все разработки для внедрения результатов исследования в практику. Как показал опыт и исследования последних лет, подготовка практических работников к внедрению новой образовательной технологии требует сравнительно длительного времени.
Научно-педагогические исследования внедряются успешно, если они ведутся соответственно запросам практики и опережают практику, вытекают из перспектив развития общества и его требований к содержанию, новым образовательным технологиям, методам обучения и воспитания подрастающего поколения. Из этого следует, что первым условием успешного внедрения достижений педагогической науки в практику являются научно обоснованные поиски исследовательских работ, в основу которых должно быть положено прогнозирование с учетом демократических перемен, социально-экономических и педагогических явлений, обеспечивающих существенное опережение практики образования.
Практическое задание № 18. Название методики - «Анкета для педагогов по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении учебных занятий». Рекомендованное количество испытуемых – минимум 3 педагога.
Для выполнения данного задания трем педагогам (учителям химии из числа знакомых) с различным стажем работы было предложено заполнить одноименную анкету для выявления проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении учебных занятий.
В анкетировании приняли участии педагоги, работающие в школах г. Минска. Например, Смирнова Валерия Максимовна работает в ГУО «Средняя школа № 70 им. Л. Н. Гуртьева».
Результаты анкетирования показали, что все опрошенные хорошо владеют умением определять оптимальный объем самостоятельной работы учащихся на уроке, а также хорошо владеют современными методиками диагностики уровня обученности учащихся. При этом была отмечена корреляция между стажем работы педагога и его способностью к обобщению опыта по какому-либо вопросу. Так, респондент с педагогическим стажем в 6 лет четыре раза отметил, что способен к обобщению опыта, респондент со стажем в 2,5 года – 2, а респондент со стажем работы 1 год полагал, что не способен к обобщению опыта.
Кроме того, было установлено, что у 2 из 3 педагогов (наиболее опытных) наименьшие трудности вызывает отбор учебного материала для уроков, а наибольшие - организация рефлексивного этапа урока. Как и ожидалось, у педагога с наименьшим опытом работы обнаружились сложности по 9 из 14 аспектов педагогической деятельности. Сложности касались выбора формы и методов организации урока, владения педагогическими технологиями, отбора учебных материалов ля уроков, создания благоприятного психологического климата, умения развивать познавательный интерес учащихся к предмету, владения методами мотивации и приемами активизации внимания учащихся.
1. Информационный поиск. Виды источников информации. Методы поиска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5568946.
2. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. – 312 с.
3. Матыс, В. Г. Основы научных исследований и инновационной деятельности : тексты лекций для студентов специальности 1-48 01 04 «Технология электрохимических производств» / В. Г. Матыс, В. В. Жилинский. – Минск : БГТУ, 2016. – 161 с.
4. Паршукова, Г. Б. Современные технологии информационного поиска в профессиональной деятельности : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению 521700 – Архитектура, квалификация – магистр архитектуры / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск : Изд-во Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, 2004. – 177 с.
5. Романова, М. Л. Отражение научного знания в содержании вузовского образования / М. Л. Романова // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2016. - № 3. – С. 372-393.
6. Фролов, Д. С. Задачи информационного поиска в коллекциях текстовых документов: классические и современные подходы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aspirantura.hse.ru/data/2015/06/06/1097414180/2015-06-04-frolov.pdf.
7. Чиж, А. Н. Актуальные проблемы внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: проблемы и перспективы / А. Н. Чиж // Педагогическое образование и наука. – 2012. - № 7. – С. 47-52.
8. Шебеко, Г. М. О критериях оценки научно-методической работы высшего учебного заведения / Г. М. Шебеко, С. С. Ветохин // Высшая школа: проблемы и перспективы : материалы VI Международной научно-методической конференции, Минск, 23-24 ноября 2004 г. / Мин-во образования Республики Беларусь, ГУО «Республиканский институт высшей школы». – Минск : РИВШ, 2004. – С. 50-51.
9. Шутова, С. В. Основы информационной культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.spbstu.ru/media/attaches/page/obuchenie_konferentsii_ceminary/0f5af803958a4a369e8d0d78cd45572b_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.pdf.