1. Планирование внешнеэкономической деятельности на предприятии. Способы и формы выхода предприятия на внешний рынок
2. Использование интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности предприятий
3. Основные этапы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности
4. Стратегия маркетинга внешнеэкономической деятельности предприятия, его роль в стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Планирование внешнеэкономической деятельности на предприятии. Способы и формы выхода предприятия на внешний рынок
Индустрия туризма характеризуется на данном этапе развития значительным развитием глобализации и транснационализации и одновременно либерализация, ослабление институциональных барьеров, продолжающегося развития научно-технического прогресса (особенно в области распространения информации и коммуникации, таких как электронная коммерция).
С переходом от индустриального к постиндустриальному этапу экономического развития возрастает роль третичного сектора – сектора услуг. В процессе глобальных структурных изменений, которые постепенно распространяются на глобальное экономическое пространство, выигрывают отрасли обрабатывающей промышленности и сектора услуг, особенно туризм. Здесь наводнены капиталы и квалифицированная рабочая сила [1, с. 56].
Международный туризм выступает не только как источник доходов продавцов и духовных и физических потребностей покупателей, но и как связующее звено между странами, международными регионами, экономикой различных государств, источник распространения на зарубежных рынках. Туристические компании почти всех стран мира, так или иначе, вовлечены в процесс глобализации. Существует тенденция к формированию глобальной цивилизации с общими предпочтениями, ценностями и общественным сознанием, не последнюю роль, в распространении которой играет туризм.
Планирование деятельности организации, в том числе организаций туристической промышленности, основано на знании нынешнего состояния организации, тенденций развития промышленности и применении методов, позволяющих моделировать переход нынешнего положения в будущее прогнозируемое состояние.
Общие принципы планирования определяются кругом следующих вопросов, с которыми сталкивается руководство организации:
- каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценить ситуацию в сферах финансов, маркетинга, производства и других сферах;
- каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и опасности в окружающей среде, следует определить цели организации;
- как организация может достичь целей? В этом случае нужно решить, что делают сотрудники для достижения целей.
2. Использование интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности предприятий
Широкое применение интернет-технологий становится одной из самых насущных задач в туристической отрасли. Создание мощных компьютерных систем бронирования жилья и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, информации о доступности и доступности тех или иных туров, маршрутов, туристическом развитии стран и регионов – весь комплекс этих вопросов будет актуален для организации текущей и будущей деятельности туристических компаний.
Следует отметить, что многие туристические компании видят угрозу для своего бизнеса в широком распространении интернета. Открытие онлайн-систем бронирования отелей, авиабилетов и других компонентов тура позволяет клиентам самостоятельно организовать свой отпуск, не прибегая к услугам агентств.
Бурное развитие интернета постепенно меняет отношение туристических компаний к рекламе. Вместо больших объявлений в газетах все чаще появляются небольшие блоки, указывающие адрес информационной страницы агентства в интернете [4, с. 101].
Интернет дает возможность проводить массовые рекламные кампании с минимальными затратами. Если опубликовать коммерческую информацию в популярном электронном издании, она будет доступна миллионам людей по всему миру не на день, а на месяц, квартал, год.
Объединением работников и пользователей информационных технологий в туризме было создано объединение по продвижению туристических технологий, в состав которого входил ряд компаний, осуществляющих определенные виды деятельности: «Алиан» (система бронирования «Алиан»); «а-софт» (туристический портал «100 путей»); «м» (система автоматизации «Мастер-Тур»); «само-софт» (система автоматизации»); УТС (система бронирование отелей и услуги).
В последние годы туристическая индустрия значительно изменилась в связи с развитием и расширением использования компьютерных технологий. Особенности туристического продукта требуют быстрого предоставления необходимой информации о наличии мест на предприятиях размещения и транспорта, а также их бронирования. Это осуществимо при условии широкого применения современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.
3. Основные этапы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности
Стратегическое планирование включает в себя установление целей и связывание этих целей с ресурсами, используемыми для их достижения. Поскольку эти цели и характер использования ресурсов влияют на будущее развитие организации, стратегическое планирование ориентировано на будущее.
Предметом стратегического планирования развития туризма являются государственные, региональные и муниципальные органы управления туризмом, а также руководящие структуры туристических предприятий. Предметом стратегического планирования является вся инфраструктура туризма, а также социально-экономические процессы, протекающие в туристической системе.
Стратегическое планирование в туризме базируется, с одной стороны, на целях и задачах разработки стратегии, а с другой стороны на прогнозы в различных сферах туристической деятельности, а также различным областям общественного развития (экономика, наука, техника и технологии, демографии, экологии) [7, с. 151].
Стратегическое планирование развитие туризма в регионе – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятий туризма и гостиничного бизнеса на определенный период работы с установлением целей развития туризма в регионе и их изменения в условиях неопределенности рыночной среды, а также установление таких целей и задач в соответствии с возможностями региона.
Стратегическое планирование будет иметь определенную степень неопределенности, временную ориентацию процесса планирования и определенный горизонт планирования.
С точки зрения горизонта планирования или периода стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Долгосрочное стратегическое планирование охватывает период от 10 до 15 лет. Выбор такого срока обусловлен рядом причин и прежде всего тем, что в этот период, как правило, кардинальные изменения в науке и технике, изменения основных фондов, изменения предпочтений и вкусов потребителей, новых видов продукции и услуг происходят и так далее.
4. Стратегия маркетинга внешнеэкономической деятельности предприятия, его роль в стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности
Туризм по основным характеристикам не имеет принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все основные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В то же время туризм имеет свою особенность, которая отличает его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь происходит торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам экспертов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристических услуг и товаров по месту их производства, к тому же в определенной ситуации [9, с. 10].
В традиционном производстве, имеющем определенный результат труда (товар в материальной и материальной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристическому продукту. Фактически, туристический продукт-это услуга, которая удовлетворяет определенные потребности туристов и оплачивается их сторонами. Туристические услуги включают гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, муниципальные, посреднические и другие.
Главным туристическим продуктом является комплексное обслуживание, т. е. стандартный набор услуг, который продается туристам в одном «пакете».
Туристический маркетинг – понятие сложное и обширное, поэтому точную и окончательную формулировку он еще не получил. Существует много определений, в том числе [11, с. 37]:
- методы, направленные на выявление и удовлетворение потребностей людей, вызванных мотивов – познавательные аспекты, отдых, развлечение, лечение и организация туристических бюро или ассоциаций, способных удовлетворить эти потребности рационально;
- государственная и частная деятельность туристических компаний, осуществляемая в соответствии с международными, национальными и региональными планами для удовлетворения потребностей определенных групп туристов;
- система торгово-производственной деятельности, имеющая целью удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса с целью получения максимальной прибыли.
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 320 c.
2. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 285 c.
3. Енин, Ю.И. Международная торговля : пособие / Ю.И.Енин [и др.]; под ред. Н.С.Шелега, Ю.И.Енина. – Минск : БГЭУ, 2018. – 323 с.
4. Методы государственного регулирования экономики : учеб.пособие / [А. М. Бабашкина [и др.] ; МГУ имени М. В. Ломоносова. – М. : Инфра-М, 2018. – 300 с.
5. Михневич, С.И. Многосторонняя система регулирования международных торгово-экономических отношений / С.И.Михневич. – Минск : Право и экономика, 2016. – 254 с.
6. Пашуто, В.П. Внешнеэкономическая деятельность предприятий : учеб.пособие / В. П. Пашуто, О. В. Пашуто. – Минск: ИВЦ Минфина, 2016. – 360 с.
7. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М.: Магистр, 2015. – 576 с.
8. Горфинкель, В. Я. Современный менеджмент: учеб. / М. М. Максимцов, В. Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 299 с.
9. Верхоглазенко, В. Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации) / В.Н. Верхоглазенко // Консультант директора. – 2016. – № 6. – С. 10-16.
10. Гавриленко, Н. И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием в условиях рыночных отношений / Н.И. Гавриленко. // Финансы и кредит. – 2015. – № 22. – С. 55 – 67.
11. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие для вузов / М. И. Бухалков. – М.: Инфа-М, 2015. – 288 с.
12. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М.: ООО Издательство Элит, 2018. – 560 с.
13. Климович, Л.К. Основы правового регулирования управленческой деятельности: учебник (с грифом Министерства образования РБ) / Л. К. Климович. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 272 с.
14. Кнышова, Е.Н. Менеджмент / Е. Н. Кнышева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА М, 2017. – 304 с.