Индивидуальная практическая работа №1
Индивидуальная практическая работа №2
Индивидуальная практическая работа №1
Построение формальных моделей исследования заданной эргатической системы
1. Цель работы:
• освоить построение формальной модели эргатической системы на основе взаимодействия ее со средой на своих входах и выходах.
2. Исходные данные:
• телевизор.
3. Задачи работы:
• определить главную и основные дополнительные цели заданной системы;
• определить существенные связи системы с объектами окружающей среды;
• определить и описать существенные входы и выходы системы;
• построить графическую модель «чёрный ящик» заданной системы;
• перечислить нежелательные входы и выходы системы;
• перечислите основные способы устранения возможных недостатков системы.
4. Теоретические сведения
Модель есть отображение свойств объектов при его изучении. При моделировании свойства одного объекта переносятся на другой таким образом, чтобы взаимосвязь свойств модели и свойств объекта была бы аналогичной. Отображения объектов называются моделями, процесс их создания – моделированием. Модель «черный ящик» – это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы не известны.
Любая вещь, любой предмет, любое явление – любой познаваемый объект – всегда первоначально выступает как «черный ящик». Название модели «черный ящик» образно подчеркивает полное отсутствие сведений о внутреннем содержании “ящика”: в этой модели задаются, фиксируются, перечисляются только входные и выходные связи системы со средой (даже “стенки ящика”, т.е. границы между системой и средой, в этой модели обычно не описываются, а лишь подразумеваются, признаются существующими). Графическая модель типа “черный ящик” отображает только связи системы со средой, в виде перечня “входов” и “выходов” (рис.1).
Индивидуальная практическая работа №2
Поиск наилучшей альтернативы эргатической системы
1. Цель работы:
• освоить способ определения наилучшей альтернативы «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной»
2. Исходные данные:
• телевизор.
3. Задачи работы:
• Определить существенные критерии для оценки заданных альтернатив.
• Определить величину и размерность коэффициентов.
• Выбрать необходимую функцию для определения суперкритерия.
• Представить суперкритерий в виде математической зависимости.
• Определить наилучшую альтернативу.
4. Теоретические сведения
Выбор – разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.
В процессе решения практической задачи всегда возникает несколько вариантов. Это происходит и случайно, в силу неоднозначности и неопределенности процесса решения, и целенаправленно, как основа поиска лучшего результата. Но задача, и особенно техническая, считается решенной тогда, когда будет сделан выбор окончательного, единственного варианта. Только такая деятельность считается продуктивной.
Эффективность означает выбор оптимального варианта из имеющихся возможных и выполнение его наилучшим образом.
Варианты действий принято называть альтернативами. Альтернативы – неотъемлемая часть проблемы принятия решений: если не из чего выбирать, то нет и выбора. Следовательно, для постановки задачи принятия решений необходимо иметь хотя бы две альтернативы.
Критерий – признак, основание, правило принятия решения по оценке чеголибо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии оценки альтернатив – показатели их привлекательности (или непривлекательности) для участников процесса выбора.
Представим принятие решения как действие над множеством альтернатив, в результате которого получается подмножество выбранных альтернатив. Сужение множества альтернатив возможно, если имеется способ сравнения альтернатив и определение наиболее предпочтительных. Каждый такой способ называют «критерием предпочтения». При таком описании выбора считают само собой разумеющимися, уже пройденными, два чрезвычайно важных этапа системного анализа:
1) порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять выбор;