Воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Контрольная
на тему: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Вариант: 23
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
1. Необходимость и актуальность воспитания начал патриотизма и гражданственности.
2. Своеобразие проявления чувства любви к Родине у дошкольников.
3. Задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
4. Пути, средства и методы воспитания у детей любви к Родине.
5. Задачи и содержание интернационального воспитания в детском саду.
Практическое задание:
1. Подберите народные или авторские сказки, воспитывающие любовь и уважение к матери или отцу, бабушке или дедушке (не менее двух, поставьте к ним вопросы, адресованные к детям).
2. Подберите пословицы и поговорки о воспитании любви к Родине у разных народов (не менее 10).
Необходимость и актуальность воспитания начал патриотизма и гражданственности
На сегодняшний день, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема воспитания начал патриотизма и гражданственности становится особенно актуальной.
Гражданско-патриотическое воспитание является необходимым так, как формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и Гербу страны, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание - очень важный и значимый компонент в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности.
У сегодняшних детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание - один из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Своеобразие проявления чувства любви к Родине у дошкольников
Одна из важнейших задач нравственного воспитания - воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Дошкольный возраст - самый важный период в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре.
Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что оно не может быть определено в нескольких словах. Чувство любви к Родине - одно из сильнейших чувств, без которых человек не совершенен. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее. Чувство любви к Родине роднится с чувством любви к родному дому. Объединяет их единая основа ¬привязанность и чувство защищенности.
Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Патриотические чувства в классификации чувств - составная часть эмоциональной сферы личности и действуют как высшие духовные ценности человека.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу (воспитываем качество личности) - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы. База для формирования любви к Родине ¬ глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. И она остается актуальной всегда.
Задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам страны.
Патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей народа. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к культуре.
Цель патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
развивать:
- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;
- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
- любознательность к понятию «Родина»;
- активное участие во всех видах детской деятельности;
формировать:
- адекватные представления о себе, о других;
-осознание себя как члена детского общества;
- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
- национальное самосознание;
- знания о государственной символике, животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства;
- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях.
Пути, средства и методы воспитания у детей любви к Родине
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.
Пути воспитания у детей любви к Родине:
- освоение содержания как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
- проведение тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решение проблемных ситуаций;
- проведение праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
- организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фото;
- вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройств территории детского сада, посильная помощь пожилым людям).
Средством патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет дошкольник: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Весьма эффективными средствами патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются игрушки, игры, сказки.
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок вокруг, что вызывает отклик в его душе. Конечно же это ¬ игра и сказка.
Знание и любовь к устному народному творчеству ¬ аспект патриотического воспитания. Ведь именно в сказках познаются народные традиции, быт, характер, героизм, любовь к Отечеству.
Народные игры и сказки ¬ наследие любого народа нашей планеты. Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народной традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые.
Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр ¬ выбором водящего по считалкам, по жеребьевке или по сговору. Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом.
Задачи и содержание интернационального воспитания в детском саду
Интернациональное воспитание - фактор формирования нравственной личности, начиная с дошкольного возраста.
Задачи интернационального воспитания в детском саду ¬ формирование интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, воспитание дружелюбия, уважения к людям разны национальностей, культуру межнационального общения.
Интернациональное воспитание детей, как и патриотическое нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Игра ¬ естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Постоянное, целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста в духе интернационализма – важная задача, не теряющая своей значимости в настоящее время. Интернациональное воспитание призвано развивать у детей чувство принадлежности к единой многонациональной Родине, чувство общенациональной гордости.
Интернациональное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, в период, когда закладывается фундамент человеческой личности. Под интернациональным воспитанием детей 5-7 лет, мы подразумеваем, прежде всего, формирование у них дружеского отношения к представителям всех национальностей.
В этих видах деятельности углубляется симпатия детей к людям других национальностей, крепнет дружба между ними. И это очень актуально сегодня, когда огоньки национальной розни вспыхивают по всей стране.
Дети до пятилетнего возраста ещё не подозревают о существовании разных народов, и их отношение к людям других национальностей строится независимо от национальной принадлежности тех, с кем они общаются, сталкиваются в повседневности.
И только с четырёх лет, а то и с пяти постепенно начинает формироваться у ребёнка осознанное отношение к людям разных национальностей. И в этом им должны помогать педагоги.
Педагог должен учесть, дети каких национальностей воспитываются в группе и обратить внимание на тех, кто не пользуется симпатией, авторитетом среди сверстников.
Пословицы и поговорки о воспитании любви к Родине у разных народов
Пословицы и поговорки о родине и патриотизме учат преданности и любви к родной стране. Народные мысли о родине и патриотизме помогают детям осознать всю мощь патриотического чувства и сформировать у них уважение к своему отечеству, народу.
Русские пословицы о Родине:
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – всем матерям мать.
Родная земля и в горсти мила.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Английские пословицы о Родине.
Птицы в своих гнёздышках живут мирно.
Всякая птица любит своё гнездо.
Мой дом — моя крепость.
Восток ли, запад ли, а дома лучше.
Украинские пословицы о Родине.
На чужій стороні Вітчизна удвічі миліша.
Всюди на світі добре, а вдома найкраще.
Людина без Вітчизни як соловей без пісні.
Нет сына без Отчизны.
Белорусские пословицы
Кожнаму свой куток мiлы.
У сваiм краю, як у раю.
Дарагая тая хатка, дзе мяне радзiла матка.
Мiлы той куток, дзе рэзаны пупок.
Дзе мацi нарадзiла, там i радзiма.
Азербайджанские пословицы о Родине
Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого.
Кто на чужбине не бывал, цену родине не узнал.
Можно покинуть дом, но не родину.
Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве.
Армянские пословицы о Родине
С народом и чёрный день праздник.
В каком народе живёшь, того и обычая держись.
1. Куксова, Н. Воспитание личности: нравственно-патриотические основы / Н. Куксова // Пралеска. — 2005. — № 5 — С. 11—15.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2000. — С. 134—135.
3. Кандрацюк, С. В. Патрыятычнае выхаванне дзяцей дашкольнага ўзросту (з вопыту работы) : практ. кіраўніцтва для студэнтаў пед. спецыяльнасцей, педагогаў устаноў дашкол. адукацыі / М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь, Баранав. дзярж. ун-т ; склад.: С. В. Кандрацюк, І. С. Маруцік. — Баранавічы : РВА БарДУ, 2013. — 56 с.
4. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. — М. : ВЛАДОС, 1998.
5. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — Минск : Народ. асвета, 1991. — 112 с. 6. Чеушева, А. Сущность и содержание специфического патриотизма / А. Чеушева // Адукацыя i выхаванне. — 2004. — № 1.
6. Рыбаков, А.В. Патриотическое воспитание школьиков на основе культурных традиций народов полиэтнического региона [Текст] / А.В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2. -С. 153 – 156.
7. Зиньковская, О.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества / О. М. Зиньковская, Е.В. Шопоняк // Молодой ученый. -2014. -№ 17. - С. 479-480.
8. Балахонова, Н. А. Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста / Н. А. Балахонова, В. И. Кручинкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7411
9. Значение и актуальность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях». - URL:https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/04/17/znachenie-i-aktualnost-grazhdansko-patrioticheskogo
10. Алексеева, Т.А. Игры по краеведению / Т.А. Алексеева, Ю.П. Проскурякова // Обруч. - 2003. - № 6. - С. 20-23.
11. Пути, средства и методы патриотического воспитания. ¬ URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/03/puti-sredstva-i-metody-patrioticheskogo-vospitaniya
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты