1 Содержание и принципы планирования
2 Структура планов предприятия
3 Виды планирования
4 Показатели планирования внешнеэкономической деятельности
Список литературы
1 Содержание и принципы планирования
Планирование - это непрерывный процесс определения средств по достижению сроков и последовательности действий, распределения управленческих ресурсов. Его задачами являются:
- Обеспечение целенаправленного развития организации;
- Координация деятельности структурных подразделений и работников;
- Создание базы эффективного контроля и оценки;
- Мотивация трудовой деятельности;
- Информационное обеспечение членов трудовых коллективов.
Различают перспективное (стратегическое), тактическое (средне-срочное) и оперативное (текущее) планирование.
Планирование управления туристической деятельностью начинается с процесса стратегического планирования - по разработке стратегических планов, программ.
Для конкретного туристического региона прежде всего определяется его конкурентная способность и формулируется туристический образ. Туристический образ региона оценивается по таким критериям, как гостеприимство, качество предоставляемых услуг, имидж, наличие возможностей для активного отдыха, развитие транспортной инфраструктуры, соответствие качества услуг цене и др. Каждый критерий оценивается для конкретного региона, и ему присваивается определенный количественное выражение. В результате можно наглядно оценить преимущества и недостатки туристического региона и предложить пути и методы его совершенствования.
2 Структура планов предприятия
Управление территориальными туристическими системами разного уровня (глобальными, региональными, локальными) должно базироваться на понимании стратегического, ориентированного на будущее видение развития и предвидения. При этом содержание поэтапного плана развития туризма определяется десятью основными составляющими:
1. Определение туристического продукта требует четко и однозначно выявить основные особенности и / или достопримечательности региона, которые с наибольшей вероятностью могут заинтересовать и привлечь туристов.
2. Инвентаризация ресурсов позволяет определить, какие именно возможности размещения, питания, транспортного обслуживания, развлечений, образования, информационных и других услуг можно предоставить туристам, которые будут посещать регион.
3. Анализ рынка предполагает выявление типов посетителей и / или рынков, которые с наибольшей вероятностью реагируют на туристический продукт региона, а также оценки масштаба конкуренции с другими регионами в пределах и за пределами страны.
4. Настройка международных контактов требует выяснения внешних целевых рынков и сфер, из которых "средний" турист начнет подготовку к первому посещению "новых" местностей, и наилучшего представления им необходимой и полезной информации.
5. Организация работы требует создания эффективного административного механизма для координации прямых и косвенных усилий по привлечению туристов в регион.
3 Виды планирования
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей, задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями:
- компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
- квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
- наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает:
- обоснованный выбор целей;
- определение политики;
- разработку комплекса мер и мероприятий (образы действий);
- методы достижения целей;
- обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование, развитие, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха, тактическое планирование и оперативное планирование — формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.
4 Показатели планирования внешнеэкономической деятельности
При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности предприятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов.
Основные показатели развития туризма на микроуровне: натуральные (расчетные):
- объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в человеко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и фактической продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных днях, указанных в путевке (ваучере);
- объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеряется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслуживания за определенный период исчисляется путем суммирования количества туристов, принятых на обслуживание в день регистрации;
- объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, определяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание туристов на маршруте без предоставления размещения; стоимостные (расчетные):
- выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предоставленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главенствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является основным регулярным источником пополнения оборотных средств.
1. Гладилин, В.А. Экономика туризма / В.А. Гладилин. - М.: Русайнс, 2018. - 517 c.
2. Гомилевская, Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: Учебник / Г.А. Гомилевская, А.С. Квасов, Т.В. Терентьева. - М.: Риор, 2017. - 247 c.
3. Кудрявец, Ю. Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Кудрявец. – Минск: БГУ, 2015. –
203 с.
4. Кулаков, В. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Курс лекций: учебнометодическое пособие / В. Н. Кулаков. – Горки: БГСХА, 2018. – 172 с.
5. Мармашова, С. П. Организация ВЭД: учебно-методический комплекс для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» / С. П. Мармашова ; ГИУСТ БГУ, Каф. маркетинга. – Минск: БГУ, 2016. – 88 с.
6. Скобкин, С.С. Экономика предпр.в индустр. гостепр. и туризма: Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2018. - 480 c.
7. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: Инфра-М, 2018. - 316 c.