Вопрос 1
Вопрос 2
Задача
Список использованных источников
Вопрос 1
Уголовная статистика, её значение и применение в криминологических исследованиях. Поразмышляйте, в каких случаях следует применять сплошное, а в каких выборочное статистическое наблюдение в криминологических исследованиях?
Ответ:
Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, ряд частно-научных методов. Наиболее важным из них является статистический метод.
Основные задачи использования статистических методов в криминологии следующие:
а) дать цифровую характеристику состояния и динамики преступности, а также практики борьбы с преступностью, деятельности органов, ведущих борьбу с ней, – описательная задача;
б) установить статистические связи, зависимости, соотношения в состоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов – аналитическая задача;
в) определить тенденции развития преступности и детерминант, дать статистический, криминологический прогноз – прогностическая задача;
г) выявить положительные стороны и недостатки в практике борьбы с преступностью, помочь в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию этой борьбы. Например, статистические показатели уровня раскрываемости преступлений, объема профилактической работы в процессе расследования и рассмотрения дел дают возможность своевременно принять необходимые управленческие решения по более полной реализации общей и специальной превенции уголовно-правовых мер, реализации возможностей следственной профилактики – организаторская задача [5].
Вопрос 2
Дайте криминологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника и раскройте значение результатов её изучения для профилактики несовершеннолетней преступности.
Ответ:
Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Вместе с тем перечисленные особенности заключены в личностных качествах несовершеннолетних и их социально-правовом статусе в обществе. Поэтому несовершеннолетние лица отличаются от лиц старшего возраста, как многими личностными характеристиками, так и преступным поведением.
Центральным звеном криминологической характеристики любого вида преступности является личность преступника. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если акцентировать внимание непосредственно на личности преступника, поскольку именно личность является носителем основных причин совершения преступных деяний, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, и именно она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.
Как отмечает Л.С. Голубничая, у детей несовершеннолетнего возраста сознание и психика только начинают формироваться, поэтому они более восприимчивы как к положительным, так и к отрицательным влияниям на них, в связи с этим, изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет весомое криминологическое и уголовно-правовое значение.
Задача
Рабочий И. выследил, когда 12-летняя Д. останется одна и подошел к ней, предложив пройти с ним в котельную, от которой у него имеются ключи. В котельной он обещал рассказать ей о том, как совершаются аборты, как интимно живут люди, и угостит конфетами и мороженным. Д. хорошо знала И., и пошла с ним, так как ей это показалось интересным. В помещении И. совершил над Д. развратные действия. Д. скрыла это от родителей, но рассказала подругам. Аналогичным образом И. поступил ещё с несколькими малолетних.
Укажите детерминанты указанного преступления, охарактеризуйте их. Дайте виктимологическую характеристику (тип виктимного поведения и т.д.) 12-летней Д. Какие меры виктимологической профилактики возможны в указанном случае?
Ответ:
Детерминантами преступления в данном случае выступают:
1) возможность совершения преступления (знакомство с 12-и летней Д., наличие ключей от котельной)
2) слабая осведомленность Д. о том, что не стоит общаться с посторонними и тем более идти с ними куда-либо
В данном случае имеет место тип пассивного виктимного поведения – бездействие, когда жертва не оказывает сопротивления, не толчковый, при котором поведение жертвы создает возможность совершения преступления, хотя не выступает как толчок.
В данном случае необходимо проведение мер воспитательного характера, совмещенного с информационным просвещением и рядом профилактических бесед.
Первичная профилактика виктимного поведения (реализуется в семье и организованных детских коллективах):
- выявление несовершеннолетних из группы риска по развитию виктимного поведения и проведение комплексной работы (педагогическая, психологическая, медико-социальная, психотерапевтическая) с ними и их семьями;
1 Криминология : учебник / М. П. Клеймёнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018.- 400 с. - Режим доступа: http://znanium. com/go.php?id=912737
2 Панкратов В.В. Методологические вопросы объяснения причин преступности в криминологии / Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Выпуск 35. - М.: «Юридическая литература». – 1981. – С.17.
3 Сахаров А. Б. Личность преступника и типология преступников // Соц. законность. - 1973. - № 3. - С. 22-25.
4 Ратинов А.Р. Личность преступника и проблема ценности / Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Выпуск 29. - М.: «Юридическая литература». – 1978. – С.102.
5 [Электронный ресурс] / https://xn--b1aew.xn--p1ai/ Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант»: www.garant.ru
6 [Электронный ресурс] / Официальный сайт информационно-правового портала «КонсультантПлюс»: www.consultant.ru