Вопрос 10. Отличительные особенности школ управления
Выделяют следующие школы управления:
1. Школа научного управления датируется началом 20 века. Представители: Тейлор, Гилберт, Гант.
2. Классическая или административная - 1920-1950. Представители: Файоль, Урвиг, Муни.
3. Школа человеческих отношений - 20-30 годы- Элтон Мэй, Мюнстербергер.
4. Школа поведенческих наук с начала 50-х. Представители: Маслоу, Макгрегор, Гердстберг.
5. Эмпирическая школа 40-е годы 20 века. Дракер,Петерсон, Дэвис, Миллер.
6. Школа социальных систем (Акофф, Л. Берталанфи, в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время).
Основоположник административной школы Файоль не просто перечислил основные функции, а заложил основы структурно-функционального подхода в менеджменте: управленческие функции -- несущий элемент каркаса управления, исходная организационной иерархии, где функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) -- одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая система функциональных служб.
Что касается принципов управления, то А. Файоль не только выделил на два принципа больше Ф. Тейлора, но и заменил некоторые из них полностью. Таким образом, в списке А. Файоля появились такие принципы как инициатива и корпоративный дух. Однако большинство из них остались либо без изменений, либо просто имеют иной характер. Ф. Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями «снизу», а Файоль - «сверху». Файоль неоднократно подчёркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор - цеховое управление, а он - высшее административное. Если Файоль занимается вопросом о постановке поведения верховного администратора, то Тейлор занимается постановкой цехового производства. Файоль усиленно подчёркивает волевой момент в постановке и развёртывании производства. Тейлор всё время отстаивает чисто организационную технику. Файоль занимается главным образом вопросами общего управления. Тейлор занимается тонкой организационной механикой производства.
Вопрос 32. Этапы принятия управленческого решения
Процесс принятия решения – это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.
М. Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь, и отмечают, что фактическое число этапов определяется самой проблемой.
Основные этапы принятия управленческих решений:
1.Сбор и анализ информации о ситуации, требующей решения - сбор максимально достоверной и полной информации из различных источников.
2. Конкретизация целей – определение приоритетных цели, в соответствии с которыми в дальнейшем выделяются механизмы, ресурсы и факторы, которые влияют на ситуацию.
3. Разработка оценочной системы. У каждого руководителя свой подход к оценке ситуации и свои критерии принятия управленческих решений, основанные на опыте и знаниях.
4. Анализ ситуации позволяет установить определённые факторы, имеющие влияние на эту ситуацию
5. Диагностика ситуации - устанавливается важность проблемы, исследуется возможность влияния этой проблемы на производственные процессы.
6. Создание прогноза дальнейшего развития ситуации - позволяет определиться с несколькими вариантами решений.
7. Генерирование альтернативных вариантов решения.
8. Выбор варианта управленческого воздействия и отсеивание лишних. После отбраковки неэффективных или малоэффективных вариантов, оставляют один или два варианта дальнейшего воздействия.
Ситуация 54
Проанализируйте ситуации, предложите варианты альтернатив по каждой ситуации, сформулируйте окончательный вариант решения по каждой ситуации, если:
А) к вам подойдет продавец и начнет ругаться по поводу того, что не завезли продукты;
Б) вам доложат о поломке холодильного оборудования в торговом объекте
Решение
А) к вам подойдет продавец и начнет ругаться по поводу того, что не завезли продукты;
В данном случае, конечно, можно было бы сказать, что решение о поставке и сроках не входит в обязанности продавца и это «не его дело». Но, на мой взгляд правильно поступить следующим образом:
необходимо любезно попросить продавца успокоиться и уточнить какой товар и когда не привезли, выявить возможную причину опоздания. Нужно уточнить по чьей вине товар не завезли: ошибка администрации магазина, что не заказали товар или вина поставщика. Определить как данный товар влияет на сегментацию магазина, возможна ли замена товара на близкий по характеристикам. Определить насколько данный товар и как срочно необходим покупателю.