Идеология как форма политического сознания
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Контрольная
на тему: «Идеология как форма политического сознания»
по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства»
2021
15.00 BYN
Идеология как форма политического сознания
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы идеологии белорусского государства
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая идеология: понятие, структура и функции
2. Типы политических идеологий
3. Политическое сознание и политическая идеология
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В переломные периоды мировой истории одной из важнейших проблем является проблема поиска дальнейших путей развития общества. Ее решение предполагает переосмысление существовавших ранее ценностей, формирования новой системы мировоззренческих ориентиров и приоритетов. Такие ценности и приоритеты должны быть не только адекватны потребностям современной эпохи, но и соответствовать долгосрочным перспективам развития всего общества. Они должны выступать в качестве сплачивающей, объединяющей все общество силы. Комплекс таких идей, ценностей и приоритетов определяется в науке понятием идеология.
Термин «идеология» ввел в научный обиход в конце XVIII века французский ученый, философ Дестют де Траси. Он понимал под этим термином теорию идей, то есть учение о их происхождении, взаимодействии и переходе от одних к другим. Первоначально понятие идеологии использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание. Однако указанный смысл за этим понятием не закрепился.
Как общественное явление идеология развивается вместе с развитием общества, претерпевает при этом качественные изменения. Идеология имеет объективные социально-политические корни своего существования, она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью классов, наций, партий, государств. Идеология отвечает мировоззренческим и коммуникативным потребностям людей, является способом осознания и выражения групповых и общественных интересов, социально-политических идеалов и ценностей, средством управления поведением индивидов и различных социально-политических общностей.
В контрольной работе идеология будет рассмотрена как форма политического сознания.
1. Политическая идеология: понятие, структура и функции
Идеология – это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире и роли человека в нем, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни [1, с. 77].
Идеология также дает представление о наилучшей структуре будущего общества. Господствующая идеология-это не только идеологическое учение, но и четко организованная целостная структура, пронизывающая все общество, выступающая интеллектуальной основой его формирования. Система высказываний и предпочтений социальной группы (класса, нации и т. д.) или индивида-это способ понимания и объяснения действительности, идеальная форма выражения своих притязаний на социальные блага, статусы и роли. Придавая смысл и значение политической деятельности индивидов, групп и партий в рамках их соответствующих идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рациональной и ценностно-ориентированной формы мотивации политического поведения и формируют идеологическую основу политики. Однако идеологию как ценностную форму сознания не следует путать с политической наукой, представляющей собой систему знаний, подтвержденных практикой и опытом.
Идеология не нуждается в проверке истинности своих суждений, поскольку она защищает цели, ценности и идеалы, сложившиеся у конкретных субъектов. Таким образом, идеология стремится объединить и интегрировать общество, создать широкую социальную базу для власти правящих элит. В конкретном обществе идеология-это целостное явление, объединенное единой целью [3, с. 90].
Интересы различных социальных классов и групп служат основой, объединяющим принципом той или иной идеологической системы. Но эта система внутренне дифференцирована по сферам общественной жизни. Исследователи различают политические, правовые и религиозные идеологии.
Политическая идеология предстает как система мировоззрений и понятий по отношению к окружающему миру, определенное мировоззрение и одновременно система политических ориентаций и установок. Это учение (доктрина), программа и политическая практика.
Политическая идеология – это и учение (доктрина), и программа, и политическая практика [7, с. 60].
2. Типы политических идеологий
Мировая практика выработала множество идеологических систем. Рассмотрим самые крупные из них: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократия.
Все эти идеологические течения связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур. Но ни одно из них в строгой форме не может быть прямо отнесено к той или иной партии или курсу правительства. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических направлений происходило в различных социокультурных условиях [].
Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, основоположниками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм оправдывал процесс обособления и формирования самостоятельной личности-представителя нарождающейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выражала свои притязания на власть в либеральной политико-идеологической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различных концепций, которые, однако, обязательно включают в себя весь базовый набор либеральных ценностей.
Основным тезисом либеральной идеологии является положение о неприкосновенности и неприкосновенности естественных прав и свобод личности (право на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Либерализм рассматривает зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на основе многообразия, а верховенство права при ограниченных возможностях вмешательства в сферы гражданского общества – как условия самореализации личности.
Глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало определенной модернизации либеральной политической доктрины. Неолиберализм, возникший на базе классического либерализма, трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и пределов его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, позиция строгого распределения политических ролей управленцев и управляемых была заменена тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики.
3. Политическая идеология и политическое сознание
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность осмысления таких новых явлений, как государство и государственная власть, которые впервые возникли с расколом общества на антагонистические классы. Политическое сознание общества отражает понимание той взаимосвязи, которая устанавливается между, с одной стороны, непосредственной практической деятельностью людей, а с другой – социально регулируемыми условиями, в которых эта деятельность протекает.
Поскольку общественное разделение труда приводит к возникновению классов, а значит, и к резким различиям в условиях их жизни и деятельности, возникает необходимость сохранения существующей классовой структуры
Через государственную власть, которая чаще всего, конечно, выражает интересы правящего класса. Таким образом, политическое сознание есть отражение производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти.
Политическое сознание является одной из центральных категорий политической науки, которая входит в систему ее концептуальных координат, обозначающих восприятие субъектом той части окружающей действительности, которая связана с политикой и в которую он сам включен, а также связанных с ней действий и состояний [1, с. 77].
В содержательном плане большинство исследователей рассматривают политическое сознание как многогранное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, которое в обобщенном виде отражает степень знакомства субъекта с политикой и рациональное отношение к ней.
Политическое сознание тесно связано с другими фундаментальными политологическими понятиями и категориями: с политической культурой-генетически политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом; с политическим поведением-политическое сознание выступает рациональной основой субъективных механизмов такого поведения; с политической системой общества-политическое сознание является его субъективной основой, человеческой основой и т. д.
Политическое сознание, даже в рамках политической науки, является одной из междисциплинарных, сложных категорий, которые изучаются с разных точек зрения различными направлениями политической мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, политическое сознание – это совокупность идей и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к текущей и желаемой политике, определяющих способность человека участвовать в управлении делами общества и государства.
Политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений о политической жизни, способах объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентация на определенные политические явления, процессы, структуры.
Политическая идеология является важным элементом общественного сознания, играющим значительную роль в жизни общества. Политическая идеология – одна из наиболее влиятельных форм политического сознания. История еще не знала ни одной политической системы, которая не была бы связана с идеологическими ценностями.
1. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. – Минск : Амалфея, 2004. – 352 с.
2. Белов, Г.А. Политология : Курс лекций / Г. А. Белов. – М. : ЧеРо, 1999 – 304 с.
3. Канашевич, Н. М. Политика. Идеология. Менталитет : Курс лекций / Н. М. Канашевич. – Могилёв : МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 128 с.
4. Колесников, В. А. Политическая идеология – феномен общественного и государственного развития / В. А. Колесников // Теории и проблемы политических исследований. – 2017. – Том 6. – № 1 А. – С. 26 – 38.
5. Круглова, Г. А. Политология. Учеб. пособие для высш. учеб, завед./ Г. А. Круглова. – Минск : ЗАО «Веды», 1997. – 260 с.
6. Малинова, О. Ю. Концепт идеологии в современных политических исследованиях / О. Ю. Малинова // Политическая наука. – 2003. – № 4. – С. 8 – 31.
7. Мельник, В. А. Политология. Учеб. для стул, вузов- 4-е изд., испр. / В. А. Мельник. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 523 с.
8. Политология : Курс лекций / Н. П. Денисюк Т. Г. Соловей, Л. В. Старовойтова. – Минск : НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 384 с.
9. Политология. Учебник / Под ред. Проф. С.В. Решетникова. – Минск : Тетрасистемс, 2002. – 448 с.
10. Пугачев, В. П., Соловьев, А. И. Введение в политологию. Учебник / В. П. Пугачёв. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 447 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты