Вопрос № 2. Изложите классификацию цен и дайте характеристику их видов
Вопрос № 18. Охарактеризуйте основные концепции ценообразования
Задание № 14. Определите оптовую цену на товар без НДС, с НДС, сумму НДС к уплате в бюджет оптовой организацией, если известно, что отпускная цена предприятия-изготовителя составляет 119 800 руб., оптовая надбавка 16 %, НДС 20 %.
2. Изложите классификацию цен и дайте характеристику их видов.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведённую продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют её фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усреднённую сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
В зависимости от сферы регулирования различают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
- договорно-контактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определённые обязательства;
- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
- регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.
18. Охарактеризуйте основные концепции ценообразования
Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.
Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».
В этой группе методов расчёта цен выделяют:
1. Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).
2. Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).
Задание № 14. Определите оптовую цену на товар без НДС, с НДС, сумму НДС к уплате в бюджет оптовой организацией, если известно, что отпускная цена предприятия-изготовителя составляет 119 800 руб., оптовая надбавка 16 %, НДС 20 %.
НДС уплачиваемые производителем:
119 800 * 20 /120 = 19966, 67 руб.
Отпускная цена предприятия изготовителя без НДС:
119 800 - 19966, 67 = 99833,33 руб.
Цена оптовой организации (без НДС):
98833,33 + 98833,33*0,16 = 115806,66 руб.
1. Романенко И.В. Ценообразование. Учебник / под ред. И.В. Романенко // Экономика. Бизнес. Право. 2017. № 1–3 (21). С. 52–76.
2. Слышкин В.И. Принципы и функции ценообразования / В.И. Слышкин // Образование и наука без границ: социально–гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 85–87.
3. Шаховская Л.С. Ценообразование. Учебник, под ред. Л.С. Шаховской –М.: КноРус, 2015. – 258 с.
4. Ершова И.В. Предпринимательское право: учеб. / И.В. Ершова. – 4–е изд., перераб. и доп. – М., 2016. – 560 с.
5. Есипова В. Е. Цены и ценообразование / В. Е. Есипова. – СПб., 2015. – 304 с.