1 Теоретическая часть
Список использованных источников
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Дайте понятие «ценообразования» и охарактеризуйте теории ценообразования.
Цена как экономическая категория существует несколько тысяч лет – с тех пор, как начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями и возникло товарное производство, начал действовать закон стоимости, появились деньги, которые стали мерилом стоимости товаров. Как показал исторический опыт, цена является важным инструментом осуществления экономических отношений в любом обществе.
Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара (услуги), но еще и в том, что цена – это квинтэссенция экономических интересов участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены – прибыли.
При централизованном руководстве экономикой в нашей стране цене придавались не только измерительная (планово-учетная) функция, но и перераспределительная и стимулирующая функции, а в последние годы – и функция сбалансирования спроса и предложения.
В рыночной экономике цены играют особую роль. Рыночная цена товара является концентрированным выражением товарной конъюнктуры и в конечном счете – денежным выражением стоимости товара. Рыночные цены формируются под воздействием многих социально-экономических и производственных факторов, определяемых состоянием рынка производителя и потребителя, при этом каждый из них оказывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену уже потому, что прямо или косвенно воздействуют на спрос и предложение.
В условиях рыночной экономики установление цены на товар относится к наиболее важным управленческим решениям, воздействующим на объем продаж, прибыльность и положение предприятия на рынке. Исходя из чего в первом и втором разделах учебного пособия рассмотрены теоретические основы ценообразования и методология ценообразования в условиях рыночной экономики. Также даны понятия цены и теории ценообразования; особенности ценообразования на различных типах рынка; функции, виды цен и их классификация; а также, понятие и цели ценовой политики предприятия; основные стратегии и методы ценообразования; рассмотрены вопросы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики.
2 Изложите классификацию цен и дайте характеристику их видов.
Классификация цен осуществляется по определенным признакам.
В зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются, цены классифицируют следующим образом:
стадия: оптово-отпускные цены предприятий-изготовителей, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены (тарифы) на услуги; цены, сформированные первым покупателем, осуществившим ввоз продукции на территорию Республики Беларусь; биржевые цены;
стадия: цены оптовых посредников;
стадия: розничные цены.
Ряд отраслей, предлагая на рынок продукцию и услуги потребительского назначения, не имеют посреднических структур. В этом случае отпускная цена предприятия-изготовителя одновременно является розничной ценой (цены общественного питания, бытовые услуги, тарифы на перевозку пассажиров, медицинские услуги и пр.).
По степени распространения выделяют единые, зональные и местные цены. Единые цены действуют в масштабах государства и могут устанавливаться субъектами хозяйственного оборота самостоятельно (одинаковые условия франкировки для всех покупателей) или государственными органами (цены на энергетические ресурсы, коммунальные услуги, тарифы на перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и др.). Зональные цены формируются на основе различий условий поставки. Местные цены могут учитывать сложившуюся рыночную ситуацию или особенности местного регулирования ценообразования (принцип ценообразования "разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен").
По степени регулирования различают свободные и регулируемые цены.
Свободная цена - цена (тариф), устанавливаемая под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Регулируемая цена - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину. Фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
1. Антонова Н.Б., Государственное регулирование экономики. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2020.
2. Емельянова Т.В., Ценообразование. - Минск: Высшая школа, 2015.
3. Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. - Минск: Минский институт управления, 2016.
4. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. - Минск: Белорусский Государственный Экономический Университет, 2013
5. Савицкий А.А., Основы ценообразования. - Минск: Дизайн-Про, 2014.
6. Тарасов В.И., Ценообразование. - Минск: Книжный дом, 2016.
7. Есипов В.Е., Цены и ценообразование. - Санкт-Петербург: Питер, 2015.
8. Злотников Л.П., газета «Свободные новости» - Минск, 2018.
9. Финансы организаций: учебно-методический комплекс / К. Г. Денисова, Т. И. Вуколова, А. В. Антонова. - Минск: Издательство МИУ, 2018. – 151 с.