Вопрос 25. Охарактеризуйте общий порядок лицензирования хозяйственной деятельности.
Вопрос 45. Органы уполномоченные налагать санкции на субъектов хозяйствования.
Задача 57.
Список использованных источников
Вопрос 25. Охарактеризуйте общий порядок лицензирования хозяйственной деятельности.
Ответ: Лицензирование в РБ (Беларуси) является обязательной процедурой для субъектов хозяйствования при занятии определенными видами деятельности. Отсутствие у организации или индивидуального предпринимателя соответствующей лицензии является основанием для признания осуществляемой хозяйственной деятельности незаконной и влечет наложение административной или уголовной ответственности.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензиат - юридическое лицо Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, адвокат, физическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, которые имеют специальные разрешения (лицензии).
Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.
Вопрос 45. Органы уполномоченные налагать санкции на субъектов хозяйствования.
Ответ: Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству.
Согласно принципу законности все участники хозяйственных отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Неукоснительное соблюдение этого принципа субъектами хозяйствования обеспечивается системой государственного контроля. Государственное регулирование хозяйственной деятельности без государственного контроля было бы неэффективным.
Государственный контроль хозяйственной деятельности – это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей.
Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности:
1. По предмету контроля:
А) Общий (контроль финансово-хозяйственной деятельности). Данный вид контроля осуществляется в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (в ред. от 09.03.2010 № 143) «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено «Положение о порядке организации и проведения проверок»; перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности; критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
Задача 57. ООО «Ника» обратилось с иском к ОДО «Марк» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 366 ГК в связи с просрочкой оплаты поставленного товара. Суд отказал в удовлетворении требования, сославшись на то, что в договоре предусмотрено взыскание пени за просрочку оплаты товара.
Прав ли суд? Ответ обоснуйте
Ответ: В соответствии со ст. 288 ГК Республики Беларусь в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе и других актах законодательства.
Согласно ст. 290 ГК Республики Беларусь обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
1. Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – Ч. 1. – С. 9, 26-27.
2. Годунов, В.Н. Хозяйственные отношения: понятие, принципы и методы правового регулирования / В.Н. Годунов // Проблемы гражданского права и процесса – 3: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: И.Э. Мартыненко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2009. – С. 3
3. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности) / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. – Минск : Молодежное, 2010. – 300 с.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1999г., №218-3: принят Палатой Представителей 28 октября 1998г.; одобрен Советом Республики 19 ноября 1998г.: с изм. и доп. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
5. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.