20. Охарактеризуйте линейно-функциональную структуру управления. Проанализируйте достоинства и недостатки этой структуры.
45. Рассмотрите способы предотвращения конфликтов и охарактеризуйте методы разрешения конфликтных ситуаций.
70. Вы – руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Какие методы управления вы будете использовать в этой ситуации? Ответ обоснуйте.
20. Охарактеризуйте линейно-функциональную структуру управления. Проанализируйте достоинства и недостатки этой структуры.
Линейно-функциональная структура возникла исторически на фабрично-заводском производстве. Из-за его усложнения появилась потребность в руководителях, которые бы выполняли основные функции управления (контроль, разработка стратегии), и функциональных руководителях. Последние контролируют работу вверенного им отделения, но с учётом целей предприятия.
Следовательно, в составе линейно-функциональной организационной структуры предприятия:
• линейные подразделения (руководство ставит главные задачи, выбирает исполнителей);
• функциональные подразделения (выполняют задачи в рамках своей компетенции).
Базируется она на:
• линейных полномочиях (они передаются от руководства к подчинённым согласно иерархии);
• департаментализации по функциональному признаку (это процесс разделения организации на определённые компоненты, у каждого из которых свои задачи и обязанности).
Такая структура лучше всего применима в организациях с численностью от нескольких сотен до нескольких тысяч работников, особенно если эти организации работают в стабильных условиях.
На рисунке 1 можно увидеть пример линейно-функциональной структуры управления.
Плюсы линейно-функциональной структуры управления:
• компетентность функциональных руководителей, возможности для карьерного роста;
• эффективное использование ресурсов;
• контроль деятельности как целых подразделений, так и отдельных исполнителей.
45. Рассмотрите способы предотвращения конфликтов и охарактеризуйте методы разрешения конфликтных ситуаций.
Основные подходы к предотвращению конфликтов включают:
1. Формализация отношений, структура и распределение ролей. Интерактивные партнеры (супруги, коллеги, родители и дети, начальники и подчиненные) должны выработать правила жизни (общения и поведения). Кроме того, эти правила не должны вводиться извне ("как и все остальные"), а разрабатываться для конкретных людей.
2. Партнеры разрешают свои личные внутренние конфликты. Ключом к бесконфликтному взаимодействию является психическое здоровье людей. Когда они решают личные проблемы, уровень агрессивности и конфликтности людей снижается. Это можно сделать в ходе психологического консультирования, тренинга личностного роста.
3. Совершенствуйте коммуникативные навыки. Люди не умеют слушать друг друга, четко и ясно выражать свои мысли и чувства, аргументировать свои позиции, конструктивно критиковать, вступать в дискуссии, приводящие к конфликтам. Это можно преодолеть, приобретя эффективные навыки межличностного общения.
Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого у возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы.
70. Вы – руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Какие методы управления вы будете использовать в этой ситуации? Ответ обоснуйте.
В этом случае рекомендуется использовать административно-правовые методы управления, в частности организационное воздействие, основанное на утвержденных внутренних нормативных документах, регламентирующих действия по кадровой деятельности. К ним относятся: устав, организационная структура и штатное расписание, ведомственные положения, коллективные договоры, должностные инструкции и внутренние правила. Эти документы оформляются в виде стандартов предприятия и вступают в силу приказом руководителя организации. Фактическое осуществление организационного воздействия во многом зависит от уровня деловой культуры организации, желания сотрудников работать по правилам, предписанным руководством.