20. Проанализируйте особенности устройства и планировки торгового зала магазина. Рассмотрите порядок расчета коэффициентов установочной и экспозиционной (демонстрационной) площадей, организации узлов расчета.
40. Проанализируйте особенности подготовки к продаже отдельных групп товаров: для промышленных групп – парфюмерно-косметических товаров, школьно-письменных принадлежностей; для продовольственных групп – мясных продуктов.
Ситуация 20.
Список литературы
20. Проанализируйте особенности устройства и планировки торгового зала магазина. Рассмотрите порядок расчета коэффициентов установочной и экспозиционной (демонстрационной) площадей, организации узлов расчета.
Торговый зал — часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.
Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:
• обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
• создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;
• удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
• эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
• обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
• создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.
Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине [2, c. 28].
Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.
40. Проанализируйте особенности подготовки к продаже отдельных групп товаров: для промышленных групп – парфюмерно-косметических товаров, школьно-письменных принадлежностей; для продовольственных групп – мясных продуктов.
Парфюмерно-косметические товары размещаются рядами, подгруппами по наименованиям. Духи, одеколоны группируются по названиям и ценам. Кремы выкладываются с учетом их назначения и особенностей. В таком же порядке размещают пудру. Отдельно показывают средства ухода за зубами: пасты, порошки, эликсиры, зубные щетки. Рядом размещают средства за уходом за волосами, затем губную помаду, тушь для ресниц, карандаши для бровей. Туалетное мыло выкладывают рядами по видам, цели, назначению. Специальное мыло выкладывают отдельно [1, c. 33].
Школьно-письменные и канцелярские товары протирают, исправляют мелкие недостатки, комплектуют наборы для школьников, художников, для черчения, для письма и рисования. Карандаши, ручки, резинки, перья и другие мелкие изделия закрепляют на планшетах с указанием цены.
1. Товары в торговом зале выставляются (выкладываются) в полном ассортименте, имеющемся в подсобных помещениях, в количестве, обеспечивающем непрерывность торгового процесса.
2. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечить возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование и место нахождение изготовителя товара; сведения об основных потребительских свойствах товара; цену и условия приобретения товара.
3. Информация о товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на государственном языке.
Ситуация 20.
Универсам имеет торговую площадь 1200 м2. Установочная площадь составляет 500 м2. Демонстрационная площадь составляет 750 м2. Сделайте вывод об эффективности использования торговой площади. Рассчитайте количество кассовых аппаратов для данного магазина.
При проектировании новых магазинов расчет числа рабочих мест контролеров-кассиров выполняется исходя из площади торгового зала по следующей формуле:
n = S T / 3600 q K,
где S - площадь торгового зала, м;
q - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (2,5 м2 согласно нормам и правилам);
Т - среднее время расчета с одним покупателем, определенное расчетным (эмпирическим) путем, 25 с;
К - коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,85.