8. Договор комиссии. Отличие договора комиссии от договора поручения.
16. Правовое обеспечение медицинской, экологической и другой безопасности продуктов питания и промышленных товаров народного потребления на территории Республики Беларусь.
Ситуация 43.
8. Договор комиссии. Отличие договора комиссии от договора поручения.
Вступая с контрагентами в определенные отношения, имеющие признаки поручения или комиссии, субъекты хозяйствования часто сталкиваются с некоторыми трудностями в определении правовой природы указанных договоров, неверно определяют предмет необходимого договора, права и обязанности сторон, иные существенные условия договора.
В первую очередь это связано со схожестью предметов договора поручения и комиссии. Предметом и того и другого договора является совершение одной стороной по поручению другой стороны определенных действий. Но, для того, чтобы четко уяснить основное отличие договора поручения от договора комиссии, достаточно познакомиться с понятиями указанных договоров, указанными в соответствующих статьях Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Согласно ст. 861 ГК по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Статьей же 880 ГК предусмотрено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Таким образом, поверенный действует от имени доверителя, а комиссионер – от своего имени. В связи с этим права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, а по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и в любом случае становится обязанным комиссионер. Это означает, что в отличие от договора поручения, договор комиссии не порождает отношений представительства.
Если по договору комиссии комиссионер обязан совершить от имени комитента одну или несколько сделок, то по договору поручения поверенный обязан совершить юридические действия вообще, которые могут и не охватываться понятием только сделки.
16. Правовое обеспечение медицинской, экологической и другой безопасности продуктов питания и промышленных товаров народного потребления на территории Республики Беларусь.
В правовую основу обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров в Республике Беларусь входит стандартизация, сертификация, правила определения страны происхождения товаров, обеспечение безопасности продуктов питания. Правовые основы стандартизации устанавливаются Законом Республики Беларусь «О стандартизации», утвержденным 5 января 2004 года №262-3.
Стандартизация играет важную роль в совершенствовании управления национальной экономикой, ускорении внедрения нового оборудования и технологий, новых форм организации производства, обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Без этого невозможно обеспечить безопасность и экологическую чистоту при использовании продукта.
Стандартизация — это деятельность, направленная на достижение наилучшей степени последовательности в данной области путем разработки универсальных и повторяющихся прикладных положений, связанных с практическими и потенциальными задачами.
На территории Республики Беларусь действуют следующие виды нормативных документов по стандартизации:
ГОСТ - межгосударственные стандарты стран СНГ
СТБ - государственные стандарты Республики Беларусь
СНБ - государственные нормы и правил Республики Беларусь
ОКРБ - общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь
РД РБ - руководящие документы отраслей Республики Беларусь
ТУ РБ - технические условия Республики Беларусь
ТО (РЦ) РБ - технические описания (рецептуры) Республики Беларусь
СТП - стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов).
Ситуация 43. Подрядчик ООО «Ремстрой» обратился в суд с иском о взыскании с заказчика ЗАО «Квадрат» стоимости работ, принятых заказчиком и отраженных в актах приемки выполненных работ формы 2. Заказчик исковые требования не признал, в обосновании своей позиции ссылался на договор, где был согласован порядок определения цены и подтвердил платежными документами, что обусловленная стоимость работ, оплату которых требует подрядчик, оплачена им полностью в соответствии со сметой, а отраженная в актах стоимость работ превышает смету строительства. Как следует разрешить дело? Каковы условия оплаты дополнительных, не обусловленных проектом и предварительно не согласованных с заказчиком работ?
По гражданскому кодексу части 2 ст.762 По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.