1. Формирование адекватного восприятия радиационного риска
Список использованных источников
1. Формирование адекватного восприятия радиационного риска
Согласно статистическим данным ежегодно в мире увеличивается число стихийных бедствий, катастроф, аварий и военных конфликтов. Это отражается на здоровье населения, вызывая целый ряд заболеваний, среди которых особое место занимают посттравматические стрессовые расстройства. Особую тревогу вызывают антропогенные катастрофы и аварии с участием радиационного фактора, т.к. по своим масштабам, степени тяжести и долговременности действия поражающих факторов они являются наиболее опасными.
Для России эти бедствия связаны в первую очередь с рядом катастроф, произошедших во второй половине XX в. на реке Теча (СССР, 1949—1956 гг.) и ПО «Маяк» (СССР, 1948 г., 1957 г.), на Семипалатинском ядерном полигоне (СССР, 1949—1989 гг.) и Чернобыле (СССР, 1986г.). После чернобыльской радиационной аварии неадекватно высокий уровень социальнопсихологической напряженности у населения был результатом эмоционального стресса информационной природы и поддерживается до настоящего времени многими факторами[2].
Среди них можно выделить как основные, которые связаны непосредственно с длительным характером радиационного загрязнения территорий, так и временные и ситуационные факторы, характерные для конкретной радиационной аварии.
К основным факторам, поддерживающим завышенную оценку опасности радиации для здоровья, население относит[2]:
- особенности восприятия человеком радиационного воздействия, не дающих прямых ощущений;
- отсутствие у вовлеченного населения базовых научно обоснованных знаний о радиации, о дозах облучения и о возможности защитить себя, своих близких;
- осознание человеком вероятности возникновения неблагоприятных для здоровья последствий от радиационного воздействия в течение всей его жизни.
К временным, ситуационным факторам, влияющим на формирование социально-психологической напряженности, можно отнести[2]:
- масштаб аварии (внезапное вовлечение большого числа людей — всего населения единого социокультурного и административного сообщества деревни, поселка, города, района);
- отсутствие достаточной информации об аварии на фоне введения рекомендаций о защитных мерах и т.д.;
- отсутствие достаточной компетенции и специальных знаний у лиц, принимавших решения о проведении и вводивших указанные защитные меры.
1. Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года".
2. Марченко, Т.А. Основные аспекты организации информационной работы на радиоактивнозагрязненных территориях / Т.А. Марченко, В.А. Щелоков, М.А. Шкурко // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 9, № 1(31). – С. 81-85.
3. 59.rospotrebnadzor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://59.rospotrebnadzor.ru/.