Психология
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
Введение
1. Стили педагогического руководства
2. Влияние стиля педагогического руководства на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Педагог – это инициатор учебно-воспитательного процесса, который организует и управляет им. Общение в педагогической деятельности является средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса, способом организации взаимоотношений учителя и учащихся, обеспечивающий успешность обучения. В педагогической деятельности общение носит функциональный и профессионально значимый характер.
Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы. Исследования показали, что стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат в коллективе. Стиль руководства влияет и на формирование определенных черт личности школьника.
Стили педагогического руководства и их сущность рассматривается в работах В.А. Кан-Калик, А.К. Марковой и А.Я. Никоновой, И.Ю. Осипян, Н.В. Фролова, В.М. Целуйко, Г.А. Цукерман, Е.С. Шушковой, Е.В. Юрченко и И.К. Костенко и др.
Однако, проблема изучения влияния стиля педагогического общения на эмоциональное состояние младших школьников, остается недостаточно освещенной.
1. Стили педагогического руководства
В широком смысле под стилем деятельности понимается устойчивая система способов, приемов, которые проявляются в разных условиях ее осуществления. Стиль зависит о специфики содержания деятельности, индивидуально-психологических особенностей ее субъекта (Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, И.В. Страхов).
Педагогическое общение представляет собой профессиональное общение педагога с учащимися в ходе образовательно-воспитательной деятельности. В психолого-педагогической литературе под стилем общения понимается индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения педагога, которая проявляется в любых условиях взаимодействия, способах принятия и осуществления решений, в предпочитаемых приемах влияния на учащихся [6, .с 34].
Педагог является инициатором процесса педагогического общения, организуя его и управляя им. Педагогическое общение (в системе отношений «ребенок-учитель») предполагает социально-нормативное взаимодействие, а также личностный и непосредственный характер обмена чувствами, идеями, ролями, способами и продуктами деятельности [9, с. 12].
Продуктивно организованный процесс педагогического общения способствует установлению в педагогической деятельности психологического контакта между учителем и учащихся, способствует их становлению в качестве субъектов общения и педагогического творчества, помогает преодолеть различные психологические барьеры, которые возникают в процессе взаимодействия в учебном процессе. В таком случае педагогическое общение является целостной социально-психологической структурой педагогической деятельности.
2. Влияние стиля педагогического руководства на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения со взрослыми. Эти отношения существуют параллельно. В школе возникает новая структура этих отношений. Ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Система «ребенок – взрослый» дифференцируется, и отношения «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, пронизывает всю его жизнь, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Учитель становится для ребенка главным человеком, в учителе воплощаются все нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, – ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения [3, с. 158].
Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы. Даже при самом поверхностном наблюдении становится ясным, что действия, установки и позиции педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка. Тип взаимодействия со взрослым является очень серьезным фактором, влияющим как на развитие ребенка, так и на его эмоциональное благополучие.
Заключение
Стиль педагогического общения представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения педагога, которая проявляется в любых условиях взаимодействия, способах принятия и осуществления решений, в предпочитаемых приемах влияния на учащихся. Традиционно принято выделять следующие стили педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский стили. Индивидуальный стиль педагогического общения может быть эмоционально-импровизационным, эмоционально-методичным, рассуждающе-импровизационным, рассуждающе-методичным. От стиля педагогического общения в значительной степени зависит эффективность процесса обучения, особенности развития личности учащихся, формирование межличностных отношений в классе.
1. Иванова, О.Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников / О.Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. – 2006. – № 10. – С. 81-85.
2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
3. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
4. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
5. Каримова, Т.С. Педагогическое общение : стили и модели / Т.С. Каримова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2009. – № 3 (50). – С. 102-108.
6. Комарова, Л.Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л.Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 4. – С. 32-37.
7. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
8. Осипян, И.Ю. Педагогическое общение и его стили / И.Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1 (7). – С. 26-30.
9. Фролова, Н.В. Стили педагогической деятельности и педагогического общения / Н.В. Фролова // Профессиональное развитие педагогов: теория и практика. – М., 2016. – С. 11-14.
10. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
11. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общении. / В.М. Целуйко. – М. : Академия, 2007. – 362 с.
12. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
13. Шушкова, Е.С. Стиль общения учителя и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника / Е.С. Шушкова // Вестник современной науки. – 2015. – № 6. – С. 95-98.
14. Юрченко, Е.В. Стили педагогического общения / Е.В. Юрченко, И.К. Костенко // Вологдинские чтения. – 2009. – № 1. – С. 40-42.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты