Материальное положение студентов
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Контрольная
на тему: «Материальное положение студентов»
по дисциплине: «Социология»
2021
15.00 BYN
Материальное положение студентов
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Социология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
1. Актуальность исследования.
2. Проблемная ситуация, формулировка проблемы
3. Определение объекта исследования
4. Цель исследования
5. Задачи исследования
6. Рабочие гипотезы
7. Интерпретация основных понятий
8. Метод сбора информации
9. Инструментарий исследования
Список использованных источников
3. Определение объекта исследования
4. Цель исследования
5. Задачи исследования
6. Рабочие гипотезы
7. Интерпретация основных понятий
8. Метод сбора информации
9. Инструментарий исследования
Список использованных источников
1. Актуальность исследования
Портрет современного студента – это не «ботаник», который все свое время проводит в подготовке к лекциям и семинарам, пропадая днями напролет в библиотеках, способный прожить на одну лишь стипендию. Каждому из нас хочется хорошо выглядеть, ходить в кинотеатры, музеи, театры, развлекаться. А кроме того средства нужны на проезд и питание, на покупку необходимой литературы, на оплату обучения в ВУЗе. Тяжелее приходится тем, кто живет в общежитии. Им приходится иногда рассчитывать только на свои доходы и оптимально распределять свои материальные ресурсы. Именно поэтому многие из студентов ищут дополнительный заработок вне стен университета.
Насколько проблема материального положения студентов актуальна среди учащейся молодежи сегодня, чем мотивирована учащаяся молодежь на решение данной проблемы, что предпринимают и на какие жертвы готовы пойти молодые люди, чтобы достичь достойного благосостояния, какие планы готовы осуществить мы и постараемся выяснить в данном исследовании.
С точки зрения предметного аспекта студенты, обращаясь к возможности дополнительного заработка, в конце концов, вынуждены выбирать: либо учебу, либо работу. Совмещение без ущерба, как учебе, так и работе возможно в очень редких случаях. Кроме того, возможность заработать зачастую предлагается в учреждениях, весьма далеких по своей направленности от профессиональных навыков, получаемых студентом в учебном учреждении.
2. Проблемная ситуация, формулировка проблемы
Материальное положение студента на современном этапе развития общества весьма неоднозначно. С одной стороны стипендия, связанная с высокой успеваемостью в обучении не дает достаточных возможностей существовать студенту в соответствии с его запросами и он автоматически попадает в зависимость от семьи, или встает перед необходимостью совмещать работу и учебу. С другой стороны, экономически поддерживать и удовлетворять все потребности студента чаще всего могут лишь те семьи, которые обладают доходами значительно выше средне-статистических.
В результате, в системе высшего образования проходит, так называемый, социальный отбор. В студенческой среде такие социальные группы с различным уровнем материального достатка и возможностей представлены несоразмерно.
Материально обеспеченные студенты, как правило, ориентированы на профессиональную карьеру, и окончив основной курс, стремятся к обучению на более высоком уровне [1,c.3].
На пути же малообеспеченных студентов чаще возникают барьеры в виде низкого уровня жизни, невозможности оплатить обучение, жилищной необеспеченности и т.д.
В итоге, случается, что студенты с высоким уровнем баллов при поступлении, желающие и стремящиеся обучаться с высоким уровнем успеваемости встают перед вопросом: каким образом можно продолжить обучение, а иногда и перед выбором - работа или учеба.
Многие из нас были студентами, есть студенты или будут студентами. На пороге студенческой жизни мы представляем ее радужные стороны , не предполагая того с чем нам придется столкнуться в реальности. Помимо зачетов, экзаменов, лекций и семинаров существует еще одна немало важная сторона студенческой жизни: проблема материального положения студентов.
Спросите у современного студента, как он относится к деньгам? Если этот вопрос будет иметь философско-мировоззренческий подтекст, то многие из нас ответят, что «не в деньгах счастье», что это зло, они развращают людей и портят самые чистые человеческие отношения [2].
Если же перевести разговор в житейское русло, то ответ, скорее всего, будет таков: «Деньги, конечно, зло. Но очень плохо, когда их нет».
По мнению психологов, в деньгах заключено если не счастье, но очень мощный стимулятор эмоций, характерных для счастливого состояния. [2]
3. Определение объекта исследования
Студенты дневного отделения, получающие первое высшее образование.
Пространственные характеристики: Республика Беларусь;
Временные характеристики: время проведения исследования (в учебное время);
Отраслевые характеристики: социально-демографическая среда.
Предмет
Материальное положение студентов
4. Цель исследования
Изучение материального положения студентов
5. Задачи исследования
1. Выявить уровень обеспеченности студентов дневного обучения.
2. Выявить уровень социальной защищенности студентов.
3. Выявить уровень удовлетворенности студентов существующими финансовыми возможностями.
4. Выявить основные источники доходов студентов и мотивацию выбора последних.
5. Определить уровень благосостояния семей (из малообеспеченных/обеспеченных семей) студентов.
6. Определить соотношение работающих студентов по демографическому признаку (обучающиеся по месту жительства/иногородние)
7. Выявить количество студентов, выбравших в качестве дополнительного заработка работу по будущей профессии.
8. Определить количество студентов, успешно совмещающих обучение и работу.
6. Рабочие гипотезы
1. Финансовые возможности не соответствуют минимально необходимому уровню потребностей студента и заставляют его искать дополнительный источник дохода.
1. Уровень социальной защищенности влияет на материальное положение студентов дневного отделения и позволяет отказаться от поиска дополнительного источника дохода.
7. Интерпретация основных понятий
Теоретические термины:
Студент - учащийся высшего учебного заведения.
Стипендия - постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении
Заработная плата - (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. [3]
Потребность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Материальные потребности - потребности человека в обеспечении своего материального существования.[4]
Материальное положение - обеспечение человека деньгами и имуществом.
Социальные потребности - потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, в том, что является продуктом общественной жизни. [3]
Эмпирические термины:
Потребность - англ. necessity/ need; нем. Bedurfnis. Нужда в ч.-л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. группы, общества в целом; побудитель активности. Различают П. первичные, вторичные, биол., социальные; а также по сфере деятельности - П. познания, общения, отдыха; по объекту - материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные (периферийные), устойчивые и ситуативные; по субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные [3].
8. Метод сбора информации
В качестве основного метода сбора первичных данных в исследовании будет использован метод опроса, так как он позволяет получить наиболее полную информацию об установках, мнениях и оценках респондента в рамках цели исследования – изучения материального положения студентов РБ. В данном исследовании является целесообразным использовать методику индивидуального раздаточного анкетного опроса по месту обучения респондентов, поскольку она дает возможность получить искомую информацию в сжатые сроки и является менее затратной по сравнению с другими методами. Более того, эта методика представляется респонденту наиболее анонимной из всех методик опроса и удобна с точки зрения обработки и анализа данных.
9. Инструментарий исследования
Уважаемый респондент!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Мы проводим социологический опрос на тему “Материальное положение студента”. Пожалуйста, выберите подходящий Вам вариант ответа и отметьте его галочкой, если подходящий вариант ответа отсутствует, напишите свой в свободной строчке. Анонимность ответа гарантируется. Благодарим Вас за сотрудничество и участие в опросе.
Анкета №__________
1. Удовлетворены ли вы своими финансовыми возможностями:
1. Да
2 Нет
3 Другое ___________________________
2. Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение Вашей семьи?
1. Денег не хватает даже на самые необходимые продукты
2. Все деньги расходуются на продукты и покупку необходимых недорогих вещей
3. В основном денег хватает, но приобретение товаров длительного пользования (телевизор, холодильник, мебель и др.) для нас затруднительно
4. Живем обеспеченно, но осуществить некоторые покупки (квартиру, автомобиль и т.п.) пока не в состоянии
1. Ищенко Т.В., Место студенчества в социальной структуре общества//СОЦИС, №2., 2007
2. Психология денег. http://www.sunhome.ru/psychology/1915/p1
3. Энциклопедия социологии. http://dic.academic.ru
4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. http://dic.academic.ru
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты