Выразительное чтение
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Контрольная
на тему: «Выразительное чтение»
по дисциплине: «Выразительное чтение»
2021
15.00 BYN
Выразительное чтение
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Выразительное чтение
Вариант: 24
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Поделиться
1. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.
2. Дикция, ее значение, требования к хорошей дикции.
3. Анализ пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».
Список используемой литературы
1. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.
Какой бы интересной и познавательной не была речь, она не будет восприниматься слушателями, если выступающий будет произносить ее нечленораздельно, слабым, хриплым и невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в той же степени, что и содержание речи, а также как и внешность, и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий будет доносить свое сообщение до аудитории. Голос человека является могущественным средством воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор способен с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию, а также доверие.
Помимо этого, голос может способствовать профессиональной карьере человека, но и может препятствовать ей. Сложно представить себе журналиста с писклявым и тонким голосом либо видного политического деятеля с резким и гнусавым произношением. Такие люди смогли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.
По какой причине люди с абсолютным доверием слушают таких ведущих телепередач, как Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Владимир Познер, Александр Масляков? В частности, это происходит благодаря мелодичному, спокойному голосу, который лишен раздражающих и отвлекающих внимание нот, произносительной культуре данных людей.
Красивый, хорошо поставленный голос необходим для представителей многих профессий, например, политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, а также часто выступает на широкой аудитории.
Хороший голос нужен не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, которые имеют приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким, пронзительным либо грубым и хриплым голосом.
Возможно ли научиться четко, ясно, красиво говорить? Да! Этому поможет техника речи - особый раздел риторики, а также важная сторона ораторского мастерства. Техника речи является "совокупностью умений и навыков, которые применяются для оптимального звучания речи; владением приемами эффективного использования речевого аппарата".
Выделяют следующие составные части техники речи:
1) постановка правильного речевого дыхания;
2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые будут обеспечивать его звучность, выразительность.
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха.
Техника речи является весьма специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения, а также упорная и длительная практическая работа над навыками произношения.
Когда и как нужно проводить работу над техникой речи в школе?
Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе. Тематика уроков может быть следующая.
1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).
2. Дикция, ее значение, требования к хорошей дикции.
Дикция, а именно четкость произношения речевых звуков, зависит от согласованной работы органов речи, и прежде всего языка, губ, челюсти и зубов. Именно они формируют то, что называется членораздельной речью, образуют из звуков слоги и слова. Череп, полость рта, носа и объем грудной клетки служат при этом резонаторами. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок.
При проведении кратких лекций невозможно обучить слушателей хорошей дикции. Это длительная индивидуальная работа. Но в моих силах предупредить хотя бы о том, чего делать нельзя. Во время разговора нельзя жевать жвачку, держать во рту карандаш, кусать губы или закрывать рот пальцами.
Признаки плохой дикции:
• «проглатывание» окончаний слов;
• нечеткое произнесение согласных звуков;
• слияние звуков в слове.
Причины хронически плохой дикции могут быть психологическими или физиологическими:
• неуверенность в себе;
• тревожность;
• неумение выражать свои мысли;
• застенчивость;
• поглощенность чем-либо;
• усталость;
• болезнь.
С возрастанием скорости речи дикция ухудшается. Плохая дикция часто ассоциируется с неуверенностью, неблагополучием, несобранностью и плохо согласуется с имиджем профессионала и эксперта.
Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения.
Четкая и ясная дикция необходима для актера, чтеца, оратора, лектора. Плохая дикция затрудняет понимание аудиторией произносимого текста. Первым условием четкой и ясной речи является свободно и хорошо открывающийся рот, то есть правильность артикуляции.
1. Правильность артикуляции — это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире — о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии.
Здесь различаются две группы дефектов речи — патологические и непатологические. К патологическим дефектам относятся такие, которые связаны с органическими изменениями произносительных органов (гнусавость как следствие дефектов неба) или нарушением высшей нервной деятельности (афазия).
Непатологические дефекты речи, как правило, обратимы и связаны с нарушением нормативного произношения в результате неправильно усвоенных артикуляторных движений. К ним относятся картавость (произношение) звука [р] как увулярного или заднеязычного), шепелявость произношение звуков [с] или [ш] как плоскощелевых вместо круглощелевых), у-образное произношение звука [л] и т.п.
3. Анализ пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».
Тема добра и зла отчётливо видна в сказке-пьесе «Кошкин дом», где котята, которых кошка когда-то прогнала, делятся с погорелицей последней коркой хлеба. Некоторые считают данное произведение самым поучительным. Приведём пример цитаты из учебника: «Без сомнения, это лучшая пьеса Маршака. Как настоящее произведение искусства, она не… теряет своей свежести».
Главная мысль сказки «Кошкин дом» заключается в том, что нельзя считать настоящими друзьями тех, которые тебя хвалят, восхищаются твоим благополучием, когда оно у тебя есть, а когда оно исчезает, то и эти друзья исчезают и если ты попадаешь в беду, то эти друзья от тебя отворачиваются. Настоящие друзья это те, которые тебя не оставят в беде. Так и в сказке «Кошкин дом» произошло: все богатые гости, хвалившие кошку, отвернулись от неё, когда её дом сгорел, а бедные котята, которых кошка избегала и стыдилась их, приняли несчастную кошку в свой дом.
В шутливой образной форме раскрывает Маршак смысл своей сказки так, что он и без пояснений становится ясен даже маленькому слушателю. Не сама кошка, а ее высокий расписной дом, ее угощенье, ее наряды и богатая обстановка возбуждают восхищение лицемерных и корыстных Кошкиных гостей:
Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку -
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!
Да не так она сама,
Как узорная тесьма,
Как узорная тесьма,
Золотая бахрома.
Да не так ее тесьма,
Как угодья и дома.
Маршак подтрунивает над обществом, избранным кошкой. Они говорят то, что у детей вызывает смех, дети сразу начинают воспринимать кошкиных гостей как недалеких, неумных посетителей:
Кошка
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул -
На нем сидят.
Вот это стол -
За ним едят.
Свинья
Вот это стол -
На нем сидят!..
1. Артоболевский, Г.В. Очерки по художественному чтению. / Г.В. Артоболевский. – М.: 2013. – 353 с.
2. Астафьева, О.И, Детская литература. Выразительное чтение / О.И. Астафьева, А.Е. Денисова. – М., Академия, 2007. – 272 с.
3. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А. Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.
4. Найденов, Б.М. Методика выразительного чтения / Б.М. Найденов, Л.М. Кирилюк. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
5. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
6. Коренюк, Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л. Ю. Коренюк. М.: Дело, 2007. 140 с.
7. Маерова К.В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2003. – 145 с.
8. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. - 190 с.
9. Хрестоматия по детской литературе /Сост. Арзамасцева И.Н., Иванова Э.И.– М.: Академия, 2000. – 540 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты