1. Современная классификация методов психологии
2. Особенности психического развития ребенка в младенчестве
3. Практическая часть
1. Современная классификация методов психологии
Существует множество попыток систематизации и классификации методов психологического исследования. Рассмотрим основные из них.
Классификация методов по Ананьеву Б.Г.
Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б.Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:
Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
- сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
- лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
- комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
Эмпирические методы – самая обширная и разветвленная группа, которая включает: обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение), метод эксперимента (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические методы, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), метод моделирования, биографический метод.
2. Особенности психического развития ребенка в младенчестве
Младенчество представляет собой период, в котором развитие ребенка в физическом, психическом и социальном плане происходит чрезвычайно быстро, преодолевая за небольшой промежуток времени огромный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, который способен смотреть, слушать, действовать, взывать о помощи, радоваться.
Известно, что период младенчества состоит из двух фаз (первая –длительностью до 5-6 месяцев, вторая – до 12 месяцев) и завершается кризисом одного года.
Психическое развитие ребёнка в период младенчества определяется тем, что он беспомощен биологически и социально и обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром.
Для первой фазы младенчества характерно активное развитие сенсорных систем, т.е. элементарных форм будущих ориентировочных реакций, таких как сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну, она состоит в частности в длительности удержания взгляда на новом предмете. Также происходит развитие слухового восприятия (реакция на голос матери) и тактильной чувствительности, имеющей большое значение для формирования акта хватания и обследования предмета.
Развитие голосовых реакций ребенка проявляется в виде попыток привлечь взрослого посредством голоса, что говорит о процессе перестройки голосовых реакций в поведенческие акты. В это время у ребенка наблюдаются различные типы реакций голоса, к которым относится гуканье, гуление, лепет.
С началом второй фазы младенческого возраста (приблизительно в 5 месяцев) происходит «перелом» в развитии ребенка. Его начало характеризуется появлением первого направленного действия – акта хватания. Для психического развития ребенка этот акт является чрезвычайно важным, так как в связи с ним возникает предметное восприятие.
3. Практическая часть
Чем объяснять поведение ребенка? Ответ обоснуйте
Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадается на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.
Ответ
В данном случае речь идет о кризисе одного года.
В этом возрасте ребенок начинает чувствовать независимость от мамы, стремится к самоутверждению, становится более свободным и настойчивым. Появляется собственная воля. Если раньше все его потребности определяли взрослые, то сейчас появляются свои желания и нежелания, а также широкий спектр новых целей.
Если раньше ребенка привлекали какие-то предметы в руках взрослых, то теперь они интересны ему сами по себе. Он хочет все делать сам, даже при отсутствии нужных навыков. Появляется избирательность в общении со взрослыми, например неприятие чужих и требовательность по отношению к близким.
К новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности присоединяются первые запреты. Например, ребенку запрещают есть из собачей миски и совать пальцы в розетку. Запреты трансформируются в осознанные желания и стремления, которые можно выразить словом.