Мировая детская литература
ОК ВГУ (Оршанский колледж Витебский государственный университет им.П.М.Машерова)
Контрольная
на тему: «Мировая детская литература»
по дисциплине: «Мировая детская литература»
2021
15.00 BYN
Мировая детская литература
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Мировая детская литература
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Жанр иллюстрации в детской книге
2. История отечественной иллюстрированной книги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время растет интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.
Важнейшей особенностью иллюстрации является двусторонность ее природы: являясь дополнением, пояснением, «освещением текста», она имеет и самостоятельное значение. Иллюстратор книги выступает не только как интерпретатор, толкователь литературного произведения, но и как творец совершенно нового произведения искусства (искусства книжной графики).
Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что иллюстрированная книга способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о персонажах, о содержании текста, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия; иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с героями произведений.
Целью данного реферата является изучение теоретических аспектов жанра иллюстративной детской книги.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
1. Охарактеризовать жанр иллюстрации детской книги;
2. Описать историю отечественной иллюстрированной книги.
Структура работы: реферат состоит из введения, двух параграфов и списка использованной литературы.
1. Жанр иллюстрации в детской книге
В содержании иллюстраций отражается личность художника (его психология, восприятие художественного произведения, фантазия, творческий дар).
В книгах для детей дошкольного возраста очень часто представлены увлекательные элементы, причем именно на уровне текста, а не оформления. Например, авторы предлагают рецепты, загадки, инструкции к аппликации, игры. Такая форма также является отражением запросов современного поколения детей, которые в большинстве уже являются носителями клипового мышления. Предложенные игры в таком случае являются не только средством привлечения внимания, но и своеобразным продолжением работы над постижением идеи произведения, расстановки акцентов на важных моментах.
Одним из средств активного восприятия и усвоения литературного произведения является иллюстрация.
Иллюстрация в книге – это «первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только объясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус» [2, c. 57].
Выбирая книгу для детей, необходимо оценивать ее не только литературное произведение, но и неразрывный комплекс словесного и изобразительного искусства.
Иллюстрации, сопровождающие текст, должны быть высокохудожественными, хорошо выполненными графически, познавательными, вероятными, динамичными, доступными пониманию детей.
С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Она способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о персонажах, о содержании текста, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с героями произведений. Жизненный опыт ребенка невелик, и ему сложно воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в Книгу вступает художник. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, вместе с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем [2, c. 58].
2. История отечественной иллюстрированной книги
Развитие иллюстрации связано с историей книги. На начальном этапе рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрация становится важным средством распространения религиозно-дидактических, гуманистических и реформационных идей. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, далее отдельно от нее и помещались вместе с набором. Они отличались лаконизмом обобщенных контуров, которые гармонизируют с рисунком шрифта [4].
В XVI веке в искусстве иллюстрации растет стремление к передаче глубины пространства, живописных эффектов. Известнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего средневековья и Возрождения были А. Дюрер, У. Граф, Ж. Дюве, Тициан. В конце XVI века в иллюстрации преобладает техника гравирования на меди. Иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяли фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки.
В XVI-XVII веках возникают русские, украинские и белорусские иллюстрации. Первыми детскими иллюстрированными книгами являлись буквари: чтение и рассматривание картинок было непосредственно связано с процессом обучения. В знаменитом «Лицевом букваре» Кариона Истомина текст и иллюстрации были гравированы на меди Леонтием Буниным. Иллюстрации, которые изображают предметы быта, мифологические образы, отличались наглядностью, высокой художественностью. На каждом листе, помимо рисунков, художник давал интересные начертания буквы, среди которых выделялась заглавная буква в виде фигурок.
В XVIII веке связь иллюстрации с книгой становится еще прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка, которая отражает главные моменты повествования, выявляет их внутреннюю связь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иллюстрация в книге – это «первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только объясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус» [2, c. 57].
Выбирая книгу для детей, необходимо оценивать ее не только литературное произведение, но и неразрывный комплекс словесного и изобразительного искусства.
В книгах для детей дошкольного возраста очень часто представлены увлекательные элементы, причем именно на уровне текста, а не оформления. Например, авторы предлагают рецепты, загадки, инструкции к аппликации, игры. Такая форма также является отражением запросов современного поколения детей, которые в большинстве уже являются носителями клипового мышления. Предложенные игры в таком случае являются не только средством привлечения внимания, но и своеобразным продолжением работы над постижением идеи произведения, расстановки акцентов на важных моментах.
Важнейшей особенностью иллюстрации является двусторонность ее природы: являясь дополнением, пояснением, «освещением текста», она имеет и самостоятельное значение. Иллюстратор книги выступает не только как интерпретатор, толкователь литературного произведения, но и как творец совершенно нового произведения искусства (искусства книжной графики).
Художественное оформление детской книги выступает доминирующим фактором воспитательно-познавательного, эмоционального и эстетического воздействия на ребенка. Изображение, лишенное эстетических качеств, обездоливает духовный мир ребенка, лишает его увлеченности и радости. Оно наносит ущерб этому миру, ибо искусство, обращенное к детям, как никакое иное искусство, формирует человеческую личность всем арсеналом своих выразительных средств.
1. Бейнарис, Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги / Н.С. Бейнарис // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2014. – №1 (5). – С. 115–125.
2. Веконцева, Т. А. Особенности современной иллюстрации детской книги / Т. А. Вековцева // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15–16 ноября 2018 г.). – Челябинск: ЧГИК, 2018. – C. 56–59.
3. Добрицкая, И. Г. Мировая детская литература [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование / И. Г. Добрицкая // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/170.
4. Коржев, Т.М. Художник и книга для детей / Т.М. Коржев // Детская литература : сб. статей. – М. : Просвещение, 1974. – С. 3–14.
5. Чехов, Н.В. Детская литература / Н.В. Чехов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deti-inostranki.livejournal.com/15115.htm.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты