Задание 10.
Анализ содержания работы по речевому развитию детей раннего возраста в учебной программе дошкольного образования. Методические приемы развития речи детей третьего года жизни, направленные на обогащение словаря: показ с называнием, использование нового слова в сочетании со знакомым, поручение. Условия успешного проведения занятий.
В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной к школе группе (впервые выделенной в программе) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте». Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983 – 1984) по существу является основой разработки современного содержания обучения. В связи с этим дадим характеристику именно этой программы.
Задание 13.
Задачи и содержание словарной работы в учреждении дошкольного образования. Значение использования малых форм фольклора (потешек, загадок, скороговорок, считалок, пословиц и др.), чтения художественной литературы для обогащения и активизации словаря детей. Методика обучения детей отгадыванию загадок: развитие мыслительных процессов анализа, синтеза и обобщения.
На протяжении длительного времени основополагающей целью речевого развития детей считалось развитие умения самостоятельными усилиями выразить в устном высказывании самостоятельную мысль (К.Д. Ушинский). Выполнение этой цели связывалось с правильным произношением звуков и слов; правильным употреблением слов по смыслу; правильным изменением слов согласно грамматике русского языка.
В настоящее время наряду с правильностью речи выделяют и ее коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев). Правильность речи характеризуется тем, что говорящий человек употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, а коммуникативная целесообразность речи рассматривается как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения [3, c.19].
Изменилась и цель развития речи детей дошкольного возраста. Она предусматривает не только формирование навыков и умений правильной речи, но и формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Задание 3.
Дидактические игры и упражнения по формированию морфологических норм языка. Обучение дошкольников построению предложений разных типов. Содержание работы по совершенствованию синтаксической стороны речи в разных возрастных группах.
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку [1, c.156].
Формирование грамматических умений и навыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря. Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей: заяц - зайчата; лиса - лисята; волк - волчата.
При построении упражнений надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.
Практическая часть
Составить картотеку на 5-7 дидактических игр (упражнений) для развития речи детей третьего года жизни (описание, особенности использования в работе).
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими.
Задачи всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.
Существует три вида дидактических игр:
I. ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ ИГРУШКАМИ.
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
1. Олины помощники.
Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Дубинина, Д.Н., Старжинская, Н.С. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская. – Минск : БГПУ, 2014. –114 с.
4. Максаков, А.И. Развитие правильной речи в семье / А.И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 107 с.
5. Старжынская, Н.С., Дубініна, Дз.М. Методыка развіцця роднай мовы: вучэбны дапаможнік / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. – Мінск : Вышэйшая школа, 2008. – 301 с
6. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2013. – 287 с.
7. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.