1. Задачи и содержание работы по развитию зрительного и слухового восприятия, голосовых реакций и понимания речи в режимных процессах и самостоятельной деятельности детей первого года жизни.
2. Методика формирования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Использование наглядного материала для обучения детей выделению существенных, обобщающих признаков предметов. Приемы активизации в словаре детей слов-понятий
3. Понятие о грамматическом строе (морфология, синтаксис, словообразование). Дидактические игры и упражнения по обучению детей образованию слов разными способами. Творческие речевые задания на придумывание новых слов
4. Составить конспект наблюдения (с самоанализом) за одним объектом (несколькими) на прогулке.
Самоанализ
Список литературы
1. Задачи и содержание работы по развитию зрительного и слухового восприятия, голосовых реакций и понимания речи в режимных процессах и самостоятельной деятельности детей первого года жизни. Методика проведения игр-занятий по развитию речи и их постепенное усложнение. Использование в играх-занятиях разных методических приемов, эмоционального общения, молчаливого присутствия взрослого, предметного общения и речевой имитации.
Задачи и содержание работы
Одним из главных условий проведения работы по развитию речи слуха является организация слухоречевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком.
Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на занятиях.
2. Методика формирования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Использование наглядного материала для обучения детей выделению существенных, обобщающих признаков предметов. Приемы активизации в словаре детей слов-понятий
Обобщение знаний детей о предметах и явлениях осуществляется в процессе познавательной активной деятельности и закрепляется в употреблении детьми слов, обозначающих обобщающие понятия (группы предметов). Выделяют видовые и родовые обобщения. Эти понятия являются относительными и зависят от ситуации сравнения. Для сравнения понятий используют такие основные характеристики, как объем и содержание понятия.
Объем – это количество предметов или объектов, входящих в понятие, а содержание определяется набором признаков, характеризующих понятие. Родовое понятие больше по объему, чем видовое, оно включает в себя различные видовые понятия.
3. Понятие о грамматическом строе (морфология, синтаксис, словообразование). Дидактические игры и упражнения по обучению детей образованию слов разными способами. Творческие речевые задания на придумывание новых слов.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
4. Составить конспект наблюдения (с самоанализом) за одним объектом (несколькими) на прогулке.
Прогулка в младшей группе «Осеннее убранство»
Задачи:
• Расширять представление детей об осени, включающие знания о явлениях в неживой природы (температура воздуха, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности птиц).
• Развивать речь детей, умение логически отвечать на вопросы, доказывать свою мысль.
• Приучать детей к посильному труду, желание заботиться о птицах.
• Способствовать развитию двигательной активности. • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материал: Ведерочко с осенними листочками; листочки березы, клена, рябины; кормушки, корм для птиц; шапочка кота; выносной материал для самостоятельных игр детей. Место проведения: территория ДОУ.
Самоанализ
Прогулка соответствовала программному содержанию возраста ребенка. Во время прогулки были использованы образовательные, развивающие и воспитательные цели. Тон воспитателя во время проведения прогулки ровный, спокойный.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Гербова, В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 84 с.
4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 72 с.
6. Дубинина, Д.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская. – Минск : БГПУ, 2014. –114 с.
7. Максаков, А.И. Развитие правильной речи в семье / А.И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 107 с.
8. Старжынская, Н.С. Методыка развіцця роднай мовы : вучэбны дапаможнік / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. – Мінск : Вышэйшая школа, 2008. – 301 с.
9. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
10. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2013. – 287 с.