ТЕМА:МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Разнообразие технических средств: особенности мультимедиа–, видео , кино- и диафильмов, аудиозаписей природоведческого содержания для детей. Место их в системе работы с детьми разного возраста. Методика использования в разных возрастных группах.
2. Значение и место рассказа педагога о природе в разных возрастных группах; требования к рассказу педагога о природе. Значение рассказов воспитанников о природе; виды детских рассказов о природе. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию о природе в разных возрастных группах.
ТЕМА: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с воспитанниками; тематика праздников и развлечений. Содержание предварительной работы; организация и методика проведения праздников и развлечений.
ТЕМА: УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Значение участка учреждения дошкольного образования в образовательном процессе с детьми по ознакомлению с природой и экологическому образованию. Экологические зоны на участке учреждения дошкольного образования для организации эколого-природоведческой работы в разные сезоны: уголок леса, площадка природы, мини–ферма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА: МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Разнообразие технических средств: особенности мультимедиа–, видео , кино- и диафильмов, аудиозаписей природоведческого содержания для детей. Место их в системе работы с детьми разного возраста. Методика использования в разных возрастных группах.
Диафильмы для детских садов различаются не только содержанием, но и композицией. Фрагментарное построение обеспечивает «порционную» подачу экранной информации, соответствующей теме и задачам одного занятия. В диафильмах для детских садов наряду с традиционным, информационным методом изложения материала, когда знания сообщаются дошкольникам в готовом виде, сделаны попытки излагать знания проблемно. Такие диафильмы предусматривают организацию самостоятельной работы дошкольников над различными познавательными задачами. В связи с этим разнообразны и формы работы с диафильмами, и учебные ситуации, где применение их особенно эффективно.
Музыкально-образовательные передачи могут быть использованы воспитателем на уроках пения и в свободной деятельности, по средствам таких занятий дети знакомятся с окружающей природой.
2. Значение и место рассказа педагога о природе в разных возрастных группах; требования к рассказу педагога о природе. Значение рассказов воспитанников о природе; виды детских рассказов о природе. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию о природе в разных возрастных группах.
В процессе экологического образования на занятиях, экскурсиях, прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе.
Говоря о словесных методах в первую очередь необходимо говорить об использовании бесед с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности в природе; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
Большое значение для результативности использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста будет иметь подготовка к ним самого педагога. Беседа предполагает диалог.
ТЕМА: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с воспитанниками; тематика праздников и развлечений. Содержание предварительной работы; организация и методика проведения праздников и развлечений.
Значение праздников и развлечений в процессе экологического образования детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. На современном этапе в дошкольных учреждениях ежегодно проводятся праздники и развлечения, посвященные экологическим событиям, например это «День Земли», «День птиц» и др. Интересны праздники и развлечения, посвященные писателям и поэтам, пишущим о природе, например, А.С.Пушкину, В.Бианки, М.Пришвину и др.
ТЕМА: УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Значение участка учреждения дошкольного образования в образовательном процессе с детьми по ознакомлению с природой и экологическому образованию. Экологические зоны на участке учреждения дошкольного образования для организации эколого-природоведческой работы в разные сезоны: уголок леса, площадка природы, мини–ферма.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено по¬средством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности. Главной же задачей этого процесса является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Конспект занятия-наблюдения, проводимого с детьми младшей группы
Примерный конспект занятия на тему: «Наблюдение за птичкой».
Программное содержание: Закрепить название птицы, знание характерных признаков внешнего вида. Воспитывать интерес и бережливое отношение к птицам. Закрепить знание слов – клюв, клюёт, крылья.
Подготовка к занятию: Воспитатель расставляет стульчики кругом, в середине ставит стол. Приготовить корм для птички.
Ход занятия: Чтобы привлечь внимание детей, воспитатель начинает занятие с сюрпризного момента, вносит клетку, закрытую салфеткой и предлагает детям угадать, кто там может быть. Затем снимает салфетку и спрашивает: «Кто это? (птичка), Что у птички есть? (глаза, клюв, крылья). Какого она цвета? (рассмотреть особенности внешнего вида); Что птичка делает в клетке? (летает, машет крыльями, сидит на палочке). Дети давайте покормим птичку.
1.Каджаспирова, Г.М. Использование технических средств в дошкольном образовании /. Г.М. Каджаспирова. – М.: Просвещение, 2005 – 256 с.
2.Николаев, С.Н.Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /. С.Н Николаев. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
3.Сыч, В.Д. Технические средства в детском саду /. В.Д. Сыч. – М.: Просвещение, 2000 – 95 с.
4.Николаева,. С. Н. Юный эколог /. С. Н. Николаева – М.: Синтез, 2010 – 88 с.
4.Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте /. Т.А. Серебрякова. – Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.
5.Теория и методика экологического образования детей: учебно–методическое пособие / сост. Г.З. Атиева; Восточная экономико–юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2009. – 254с.
6. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры /. авт. –сост. И.В. Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2009. –116 с.