Задание 13
Задание 29
Задание 3
Задание 7
Практическая часть
Список использованных источников
Задание 13
Значение, своеобразие труда в дошкольном возрасте.
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоцци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).
Задание 29
Значение бесед о природе. Виды бесед о природе и их содержание; требования к проведению бесед о природе. Методика проведения бесед.
Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. Эта связь объективно обусловлена теми законами психофизиологии, которые лежат в основе познания человеком окружающей действительности. Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми.
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.
Задание 3
Значение и место повседневной прогулки в системе работы по ознакомлению с природой и экологическому образованию; содержание прогулки. Наблюдения за явлениями неживой природы, состоянием растений и жизнью животных. Формы организации наблюдений.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Задание 7
Значение зимнего сада в помещении учреждения дошкольного образования; требования к помещению для зимнего сада. Оснащение и оформление зимнего сада; подбор растений и животных для зимнего сада.
Под зимним садом подразумевается комната или пристройка с разнообразными растениями. Так же устроен и зимний сад в детском саду. Оформление помещения осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и образовательной программой. В дошкольном учреждении на территории зимнего сада могут проживать и животные. От оранжереи и теплицы зимний сад отличается размерами и количеством растений, а также тем, что его не строят отдельно от основного здания.
Желательно, чтобы помещение было ориентировано на юг и покрывалось стеклянной крышей, но во многих дошкольных учреждениях подобное невозможно. Зимний сад оборудуют в обычных комнатах, но для того, чтобы кустарникам, цветам, морским свинкам, а также детям и педагогам было комфортно, необходимо создать некоторые условия.
Практическая часть Конспект занятия-наблюдения за трудом взрослого «Знакомство с трудом няни» /Подготовка группы ко сну/ Младшая группа
Программное содержание:
1. Познакомить детей с трудовым процессом няни: подготовка группы ко сну.
2. Учить видеть части трудового процесса: Цель – задумала позаботиться о детях, чтобы каждый мог отдохнуть на кроватке; материал – раскладушки и бельё на каждого ребенка; инструменты – руки; порядок действий – расставила раскла-душки, принесла мешки с бельём, расстелила бельё и т.д.; результат – каждому приготовила кроватку для отдыха.
3. Формировать понимание направленности труда няни на достижение результата, нужного для удовлетворения потребностей всех детей. Обратить внимание детей на качество трудовых действий няни – все делает быстро, ловко, аккуратно.
4. Развивать речь детей за счет слов: матрац, раскладушка, бельё, ловко, аккуратно и т.д.; упражнять в связной речи.
5. Продолжать работу по формированию интереса к труду няни, желание наблюдать за процессом достижения ею результата труда.
Подготовка к занятию: В конце прогулки настроить детей на то, как хорошо надо отдохнуть, чтобы набраться сил и вечером опять кататься с горки на санках. Надо поспать и набраться сил.
1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.
3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000.
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002.