1. Типы социологического исследования
2. Понятие, содержание, основания социальной стратификации
Список использованной литературы
1. Типы социологического исследования.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:
–подготовительный этап включает совместное с заказчиком определение темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовку программы исследования; определение генеральной и выборочной совокупности; разработку и тиражирование инструментария; формирование исследовательской группы, определение сметы исследования, графика работ, соответствующей организационной и материально-технической базы;
– полевой этап – этап сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования;
– этап подготовки и обработки первичной информации. Собранные на этапе полевых исследований материалы нуждаются в проверке и в подготовке для компьютерной обработки, после чего осуществляется сам процесс обработки и получение различных зависимостей;
– заключительный этап – этап обобщения данных, их объяснения и истолкования, формулировка практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования.
Классификацию социологических исследований можно проводить по разным критериям.
2. Понятие, содержание, основания социальной стратификации.
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и т. д. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи – расизм, по полу – сексизм, по этнической принадлежности – этнонационализм, по возрасту – эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» – «слой», «facere» – «делать»). Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж. Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж.
К. Маркс ввел в качестве основания вертикального расслоения общества обладание собственностью, средствами производства. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные на собственность права (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев между основными классами оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения.
Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX в.: нувориши, сколотившие капитал на финансовых махинациях, не довольствовались положением богатых людей и стремились к обретению статуса человека «высшего света», покупая соответствующие титулы, звания и т.д.
1. Багдасарьян, Н. Г. Социология. Учебник и практикум / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян. - М.: Юрайт, 2015. - 596 c.
2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник / Ю.Г. Волков. - М.: КноРус, 2017. - 278 c.
3. Марина, Юрьевна Горбунова Общая социология / Марина Юрьевна Горбунова. - М.: Научная книга, 2016. - 712 c.
4. Маршак, А. Л. Общая социология / А.Л. Маршак. - Москва: РГГУ, 2019. - 384 c.
5. Нецветаев, В. Г. Социология / В.Г. Нецветаев. - М.: Маркет ДС, 2019. - 240 c.
6. Социология. Общий курс. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 336 c.