Актуальность темы исследования. Социологи опираются на принципы социальных наук и используют ряд методов исследования в поисках закономерностей, которые могли бы объяснить, как работает общество. Выбор методов зависит от практических, философских и этических соображений, а также от характера темы. Общество находится в процессе постоянной эволюции, оставляя пробелы или несоответствия в существующей литературе. Это создает благодатную почву для того, чтобы задавать больше вопросов и искать больше ответов. Социологи изучают мир, замечают какую-то проблему и берутся за ее изучение.
Для этой задачи они прибегают к исследовательским методам для разработки исследований детальных, систематических, научных исследований и приобретения знаний, или, этнографических исследований с использованием интерпретационный структуры. Разработка стратегии исследования является ключевым шагом во всех социологических исследованиях. Методология социологического исследования – это методы, которые используются при проведении социологических исследований, опросов [1, с. 32].
Предмет исследования: эксперимент как вид социологических исследований.
Цель исследования: выяснить сущность различных видов экспериментов в социологии и их характеристики.
2) рассмотреть виды экспериментов в социологии.
При написании работы была использована учебная литература, а также научные статьи по исследуемой теме.
1 Понятие эксперимента в социологии
Эксперимент – наиболее сложный и эффективный метод экспериментального познания, связанный с становлением экспериментальной науки и утверждением доминирования интерпретативных моделей в естествознании в целом. Эксперименты обычно используются при попытке обнаружить ранее неизвестные свойства объекта или когда необходимо проверить обоснованность гипотез или какой-либо теоретической конструкции, а также в образовательных целях. Особым видом эксперимента является социальный эксперимент (метод эмпирического исследования социальных явлений), который с 20-х годов ХХ века широко применяется в общественных науках.
По сути, любое действие человека, совершаемое для достижения определенного результата, можно считать своеобразным экспериментом. Необходимость использования социального опыта возникает при решении задач, связанных с реакцией группы или общества на внутренние и внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены иным путем. Поэтому задачей социального эксперимента является измерение активности группы, отдельных факторов в искусственно созданных и контролируемых условиях.
В социальной реальности гораздо труднее провести эксперимент, чем в физической или биологической реальности. Применение эксперимента при изучении социальных явлений ограничено, прежде всего, тем, что на социальном уровне существует субъективный фактор – сознание, воля, интересы и ценности людей, участвующих в эксперименте, и экспериментатор вынужден учитывать этот фактор затруднения прогнозирования.
Кроме того, проведение экспериментов над людьми и социальными группами ограничено существующими в обществе моральными и правовыми нормами. Наконец, перед социальной системой стоит задача защитить и сохранить свою целостность и противостоять натиску новых факторов, если они угрожают ее нормальному функционированию.
Основным методическим требованием любого эксперимента является исключение влияния так называемых внешних факторов на процесс и результаты эксперимента, т.е. факторы, не включенные в экспериментальные факторы. В социальном эксперименте очень сложно обеспечить чистоту опыта из-за сложного характера социальных событий и процессов.
Еще одно методическое требование – репрезентативность экспериментального исследования связано с необходимостью обеспечить поведение участников эксперимента, соответствующее их поведению в естественных условиях (то есть речь идет о том, что экспериментальная модель должна достаточно воспроизводить жизненную ситуацию моделирования) [5, c. 21].
[...]
2 Виды экспериментов в социологии
В зависимости от характера исследовательского процесса эксперимент подразделяется на:
- реальные – при проверке гипотез посредством систематического управления условиями общественной жизни;
- психологические – проверяются не реальные явления, а информация о них.
В зависимости от особенностей задачи эксперименты делятся на:
- научные – проверяется гипотеза, содержащая новую информацию научного характера, еще недостаточно подтвержденную или вообще не доказанную;
- прикладные – направлена на достижение практических результатов;
- однофакторный – проверяется гипотеза о последствиях влияния независимой переменной;
- многофакторный – проверяется гипотеза о влиянии комбинации всех переменных на их взаимодействие.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии делятся на:
- лабораторные – исследования в искусственно созданной среде, позволяющие достичь высокого уровня точности наблюдения за поведением объекта исследования;
- полевые – это самая естественная ситуация.
В эксперименте обычно присутствуют два типа групп: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа – это группа, на которую влияет экспериментальный фактор.
Контрольная группа – это группа, аналогичная экспериментальной группе по некоторым параметрам, но не подвергающаяся влиянию экспериментального фактора [4, с. 156-158].
Экспериментальный фактор (независимая переменная) – это условие или система условий, целенаправленно вводимая социологом. Социологическое экспериментирование часто рассматривается как метод проверки научных гипотез.
Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.
[...]
Заключение
Таким образом, социологическим исследованием принято называть систему, состоящую из последовательно-организационных, методологических процедур, имеющих главной целью получение достоверных знаний об исследуемом процессе или явлении для получения знаний о социальных явлениях и их дальнейшего исследования. Оно представляет собой совокупность теоретических и эмпирических процедур. Эксперимент – наиболее сложный и эффективный метод экспериментального познания, связанный со становлением экспериментальной науки и утверждением доминирования интерпретативных моделей в естествознании в целом. Эксперименты обычно используются при попытке обнаружить ранее неизвестные свойства объекта или когда необходимо проверить обоснованность гипотез или какой-либо теоретической конструкции, а также в образовательных целях. Особым видом эксперимента является социальный эксперимент (метод эмпирического исследования социальных явлений), который с 20-х годов ХХ века широко применяется в общественных науках.
В социологии эксперимент – это способ получения информации о количественных и качественных изменениях показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него определенных контролируемых и управляемых факторов (переменных).
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии делятся на: лабораторные; полевые. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный эксперимент и параллельный. По специфике поставленной задачи выделяют эксперимент: научный; прикладной; однофакторный; многофакторный. По логической структуре доказательства гипотез различают линейные и параллельные эксперименты. Эксперимент «экс-пост-фактум» предусматривает реконструкцию действия гипотетической причины от настоящего к прошлому. В зависимости от активности экспериментатора различают активные и пассивные эксперименты. В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике (в состоянии покоя) или в динамике (в развитии), выделяются разовые (точечные) и повторные эксперименты. Выделяют этнометодологические эксперименты. Одна из новых методологий – Action research (A2) – семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения. AR относится к классу междисциплинарных прикладных технологий.