Задача №4 (стр. 46)
27 марта заведующий складом строительных материалов Абабков обратился в РОВД с заявлением о том, что со склада была совершена кража больших партий цемента и шифера Абабков сообщил, что утром, придя на работу, он обнаружил дверь склада открытой. При этом навесной замок, ранее закрывавший дверь, лежал с перепиленной дужкой на земле у двери.
Задание:
1. Выдвинете и обоснуйте версии.
Общие:
- кража со склада имела место;
- кражи не было, сотрудник склада оговаривает неустановленных лиц.
Частные:
- со склада совершена кража путем спиливания навесного замка.
- так как были вынесены большие партии стройматериалов, следует предположить, что преступление совершенно группой лиц.
- преступление совершено лицами, нигде не работающими, ведущими антиобщественный образ жизни, злоупотребляющими спиртными напитками.
- преступление.
Задача №3 (стр. 50)
16 апреля в 17:10 Козеев сообщил по телефону в дежурную часть Фрунзенского РУВД г. Минска о том, что, придя домой с работы, обнаружил, что входная дверь квартиры его соседа Михасева открыта. Подойдя к двери ближе, увидел, что замок поврежден. В коридоре на полу в луже крови лежит труп хозяина квартиры. На шее трупа затянута «удавка». Возле трупа на полу находится кухонный нож, клинок которого испачкан кровью. Во всех комнатах квартиры беспорядок. В одной из комнат отсутствуют телевизор, ноутбук, воз¬можно и другое имущество пострадавшего.
Задания:
1. Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия.
Решение
До выезда на место происшествия необходимо установить сведения из базы данных о правонарушениях о потерпевшем, собрать информацию о месте его проживания, соседях, чтобы выстроить предполагаемый круг его знакомых, очевидцев, подготовить необходимые научно-технические средства, определить состав СОГ.
Задача №3 (стр. 54)
При расследовании уголовного дела по обвинению Сидоренкова в убийстве Васильева с применением взрывного устройства следователь принял решение произвести обыск в квартире и гараже Сидоренкова.
Задания:
1. Составьте план обыска по предлагаемой в задаче.
Решение
План обыска:
Время – утреннее;
Состав – собственник квартиры/гаража; понятые, специалист, следователь, сотрудник уголовного розыска.
Прохождение на объект обыска – внезапное, без ведома подозреваемого.
Позиции плана выделены красным
Задача №3 (стр. 59)
При расследовании уголовного дела о причинении Малышеву тяжких телесных повреждений Скворцовым и Павловым имелась достоверная информация о том, что очевидцем случившегося был Аракчеев. Следователь Чайкин решил допросить Аракчеева, однако на допросе тот пояснил, что во время преступления на месте происшествия не был и ничего о нем не знает. Тогда следователь еще раз разъяснил Аракчееву его обязанность давать правдивые показания и возможность привлечения в противном случае к уголовной ответственности. После этого Аракчеев сообщил, что вспомнил, что действительно присутствовал при избиении Малышева, но был так напуган, что плохо воспринимал происходящее, ничего о нем не запомнил и сейчас с тру¬дом вспомнил факт своего присутствия при драке. Несмотря на дальнейшие попытки следователя подчеркнуть возможность привлечения свидетеля к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ничего другого Аракчеев не сообщил.
В производстве у следователя Чайкина также находилось уголовное дело по факту кражи имущества из квартиры супругов Ткачевых. Последние сообщили, что, когда супруга на несколько дней уехала в деревню к своей матери, а супруг был на работе, неизвестные проникли в их квартиру и похитили деньги в сумме 5000 долларов США, золотые украшения па сумму 3000 долларов США и ноутбук. Следов взлома двери и замка при осмотре места происшествия обнаружено не было. По делу также имелась оперативная информация о том, что кражу из квартиры могла совершить девушка, с которой Ткачев после отъезда жены познакомился в ресторане и которую пригласил к себе домой. Однако Ткачев при допросе его Чайкиным, несмотря на неоднократное предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, отрицал знакомство с девушкой и наличие гостьи в своей квартире.
Задания:
Оцените сложившиеся следственные ситуации и определите, правильно ли следователь организовал допросы. Если да, обоснуйте свою точку зрения. Если нет, поясните, как он должен был поступить в каждой из ситуаций. Что могло быть причиной такого поведения допрашиваемых? Что будет определяющим для выбора тактики их допроса? Какие тактические приемы следовало применить? Какие еще причины могут лежать в основе ложных показаний свидетелей и потерпевших? Какие тактические приемы следует применять при наличии каждой из причин (в том числе если мотивом лжи или сокрытия истины допрашиваемым является его желание быстрее избавиться от допроса как от бесполезной и неприятной процедуры)?
Решение
Когда Чайкин в первый раз напомнил свидетелю об уголовной ответственности, он принял правильный тактический прием, так как свидетель начал вспоминать обстоятельства. Однако, следующие тактические приемы при допросе этого свидетеля должны быть направлены на установление контакта, а затем на напоминание обстановки.
Задача №3 (стр. 66)
Потерпевшая Ферапонтова сообщила, что напавший на нее и отобравший у нее сумку и золотые серьги преступник - мужчина на вид 30-35 лет, высокого роста, широкоплечий, имеет темные короткие волосы, длинный нос. Кроме того, на лбу у него выпуклый шрам синеватого цвета длиной примерно 7 см, по форме похожий на запятую.
Принятыми мерами был установлен подозреваемый в совершении данного преступления Кузякин, приметы внешности которого совпадали с описанием преступника. Следователь принял решение предъявить Кузякина для опознания Ферапонтовой.
Задания:
1 Может ли в данном случае быть проведено предъявление для опознания? Если нет, обоснуйте почему, и как тогда следует зафиксировать факт совпадения примет внешности преступника и Кузякина. Если предъявление для опознания возможно, объясните, как следует его организовать, кого привлечь для участия в качестве статистов.
Решение
В данном случае предъявление для опознания возможно. Организовать его необходимо так, чтобы подозреваемый не видел потерпевшую, так как часто потерпевшие опасаются проводить опознание. В качестве статистов следует привлечь мужчин со схожими приметами, которые описала потерпевшая.
Задача №3 (стр. 71)
При расследовании уголовного дела по обвинению Тайского в вымогательстве имущества у Стариковой было установлено, что несовершеннолетний Тайский на протяжении нескольких месяцев постоянно требовал у своей одноклассницы Стариковой передавать ему 50 долларов США в неделю, угрожая иначе избить ее и распространить о ней ложные позорящие ее сведения. Старикова тайком брала деньги у родителей и отдавала Тайскому. Требования и угрозы он высказывай, подходя к однокласснице на улице, когда рядом никого не было. Одна из таких бесед состоялась во дворе дома девочки, когда, увидев Тайского на улице, она пыталась от него убежать, но он возле подъезда догнал ее.
Когда родители увидели исчезновение денег, дочь вынуждена была во всем, признаться. Однако Тайский уверял, что это неправда, денег у Стариковой он не вымогал и от нее не получал.
В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий был установлен пенсионер Крюков, который проживал в квартире на втором этаже с окнами, выходящими на одну сторону с дверью в подъезд. Крюков сообщил, что действительно однажды слышал, как неизвестный подросток во дворе дома требовал у его соседки Стариковой 50 долларов США, угрожая иначе рассказать, что она неоднократно вступала с ним и его друзьями в половую связь за деньги. Ранее он никому об этом не рассказал, так как решил, что информация, услышанная от подростка, является правдивой, и не хотел позорить соседку.
Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент.
Задания:
1. Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему и чем его можно заменить.
Решение
В данном случае проведение следственного эксперимента возможно.
Задача №4 (стр. 78)
При расследовании уголовного дела по факту кражи из дома Вакуленко было установлено, что кражу совершил 14-летний Аркин.
Изучая личность Аркина, следователь установил, что его мать отказалась от него в роддоме, и с тех пор он находится на попечении государства. Мать или кто-либо из родственников им никогда не интересовались. Кто они, он не знает. В настоящее время живет и учится в интернате. Успеваемость в школе низкая. Лучше, чем по другим предметам, оценки по литературе. В классе больше общается с девочками, мальчики часто его обижают. Дружит с детьми младше него на 4-5 лет. Рассказывает друзьям, что его родители - шпионы, находятся в Америке с секретным заданием и он тоже туда поедет после окончания школы.
Дом Вакуленко находится недалеко от интерната, Аркин ни с кем из семьи потерпевшего незнаком.
Кражу у Вакуленко Аркин совершил, проникнув в дом через незакрытую форточку. В доме сначала смотрел телевизор, поел, помыл за собой посуду. Потом рассматривал семейные фотоальбомы и часть фотографий взял с собой. Похитил также магнитофон, несколько игрушек, банку с вареньем, деньги и золотые украшения.
Во время расследования признался в совершении кражи и дал о ней подробные показания. Однако, будучи допрошенным повторно, постоянно менял показания о некоторых деталях случившегося. Так, говорил, что кражу совершил вместе со старшим братом, что похищенное отдал учителю математики (по данному пред¬мету часто получал «2»), что собирается жениться на дочери Вакуленко, поэтому пришел к ним в дом и т. п.
Задачи:
1. Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации.
Решение
В данном случае целесообразно назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Задача №2 (стр. 99)
27 сентября в РОВД обратились родители 18-летнего Пронкина, которые заявили, что их сын пять дней назад ушел из дома и не вернулся.
Пронкины рассказали, что вечером 22 сентября их сын вместе с друзьями (Глебовым, Коровиным, Самсо¬новым) ушел на дискотеку в клубе «Проспект». Должен был вернуться поздно. Они легли спать, а утром обнаружили, что сына нет. Тогда они решили, что он пошел ночевать к бабушке, которая живет недалеко. Он иногда с ее разрешения делал это, чтобы не будить их. Так как бабушка плохо слышит, своим ключом он открывал дверь ее квартиры. При этом бабушка не просыпалась, и он ночевал у нее. Однако вскоре пришла сама бабушка, выяснилось, что Пронкина у нее нет. Тогда они решили, что он ночью был у бабушки, а утром до того, как она проснулась пошел на занятия. Позвонить ему они не могли, так как на его телефоне не было денег.
Но и вечером Пронкин домой не пришел. Родители стали звонить друзьям, и те рассказали им, что, когда они собирались уходить с дискотеки, выяснилось, что Пронкин потерял номерок от куртки. Девушка-гардеробщица не хотела отдавать ему куртку без номерка. По этому поводу он поскандалил с ней и толкнул ее, отчего она упала. После этого он ногой ударил в стекло двери в клуб, разбив его. В фойе появился охранник клуба. Пронкин, увидев его издалека, схватил куртку Глебова и выбежал из клуба. После друзья его не видели. Они сообщили о том, что мобильный телефон Пронкина остался в кармане его куртки.
Задания:
1. Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию.
Решение
В данном случае есть состав хулиганства. Провести осмотр фойе и зафиксировать повреждения входной двери считается целесообразным.
1. Капустин, И.В. Практикум по криминалистике: учеб. Пособие / И.В. Капустин, В.М. Логвин, О.В. Маркова. – Минск: Академия МВД, 2014. – 196 с.
2. Андреев, И.С. Криминалистика: учеб. пособие / И.С. Андреев, Г.И. Грамович, Н.И. Порубов; под ред. Н.И. Порубова. – Минск: Вышэйш. шк., 2000. – 344 с.
3. Баев, О.Я. Основы криминалистики: курс лекций / О.Я. Баев. – М.: Экзамен, 2001. – 288 с.
4. Белкин, Р.С. История отечественной криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: Норма, 1999. – 496 с.
5. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня: Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: Норма, 2001. – 237 с.
6. Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия / Р.С. Белкин. – 2-е изд. доп. – М.: Мегатрон XXI, 2000. – 334 с.
7. Зорин, Г.А. Теоретические основы криминалистики / Г.А. Зорин. – Минск: Амалфея, 2000. – 416 с.
8. Ищенко, Е.П. Криминалистика: учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. – 748 с.
9. Криминалистика: учеб. пособие / А.В. Дулов [и др.]; под ред. А.В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с.
10. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 718 с.
11. Криминалистика: Учебно-методический комплекс пособие / Сост. Г.И. Грамович. Мн.: БГУ, 2003, - 531 с.
12. Криминалистика: курс лекций /Хлус А.М.- Мн.: ИСЗ, 2003. - 90 с.
13. Криминалистика: учебник для вузов / А.Ф. Волынский [и др.]; под. ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 615 с.
14. Криминалистика: учебник для вузов / под общ. ред. Е.П. Ищенко, А.Г. Филиппова; под. ред. В.Д. Зеленского, Г.М. Меретукова. – М.: Высшее образование, 2007. – 743 с.
15. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р.С. Белкина. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 990 с.
16. Криминалистическая видеосъемка: учеб.-метод. пособие по курсу «Криминалистика» / сост. И.Р. Веренчиков, А.Е. Гучок. – Минск: БГУ, 1999. – 24 с.
17. Криминалистическая техника: учебник / В.П. Антонов [и др.]; отв. ред. Н.М. Балашов.– М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002. – 608 с.
18. Криминалистический словарь-справочник: в 3 т. / авт.-сост. Д.В. Исютин-Федотков. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007.