Введение
1 Теоцентризм и особенности культуры раннего средневековья
2 Средневековая Европа: католицизм и специфика культуры
3 Художественная культура и эстетические принципы западноевропейского средневековья
Заключение
Список использованных источников
Введение
Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения (V – начало XVI вв.). Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии.
1 Теоцентризм и особенности культуры раннего средневековья
Эпоха Средневековья характеризуется как период «теоцентризма», когда церковь является ведущим и наиболее авторитетным социальным институтом. На смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было характерно господство религиозных взглядов [1, с. 124].
Важнейшей особенностью культуры раннего средневековья является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.
2 Средневековая Европа: католицизм и специфика культуры
Основой культуры средневековья стало католичество. Католицизм поставил на первое место ценности этического характера и провозгласил жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной. Представление о том, что справедливость может быть достигнута лишь в жизни после земной смерти, еще раз подчеркивало несовершенство и суетность земной жизни и обосновывало необходимость руководствоваться ценностями идеальными, которые отражают жизнь истинную и вечную.
Несмотря на то, что христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры, она не была однородной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый.
3 Художественная культура и эстетические принципы западноевропейского средневековья
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.
В конце прароманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян».
Заключение
Средневековье стало чрезвычайно важным периодом в истории культуры Европы – временем, когда сформировались все ее основы. В столкновении разных картин мира, во взаимодействии не похожих друг на друга народов сформировалась культурная общность, культурный синтез. Несмотря на то, что впоследствии европейская культура обрушивалась с критикой на средние века, это эпоха ее зарождения и уже только этим средневековье может быть ценно. Кроме того средневековая европейская культура имеет самостоятельную культурную значимость. Это достаточно длинный период истории культуры, имеющий собственную логику, собственные взлеты и падения.
1 Драч, Г.В., Штомпель, О.М., Штомпель, Л.А. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч и др. – СПб.: Питер, 2013. – 384 с.
2 Культурология: учеб. для вузов / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Э. Суровой. – СПб.: Питер, 2014. – 448 с.
3 Лучицкая, С.И. Культура и общество западноевропейского средневековья / С.И. Лучицкая. – М.: Интерпракс, 1994. – 112 с.
4 Шендрик, А.И. Теория культуры / А.И. Шендрик. – М.: Единство, 2002. – 519 с.