Введение
1 Особенности чтения лекции по обществоведению
2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения
3 Организация урока-лекции в преподавании обществоведения
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последние годы система общего среднего образования живёт в эпоху перемен, новых педагогических технологий, внедрения информационных технологий, как в процесс управления, так и в процесс обучения. Третья ступень обучения подразумевает наибольшее, насколько это возможно в школе, приближение к вузовской методике преподавания. Учащимся этой ступени обучения не в диковинку использование возможностей Интернета при подготовке рефератов, использование компьютера в процессе изучения различных предметов, умение пользоваться справочной литературой. Среди всех этих новых технологий свою нишу на третьей ступени обучения занимает такая форма обучения, как лекция.
1 Особенности чтения лекции по обществоведению
Известно, что лекция – одна из наиболее традиционных форм группового обучения. Школьная лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения [1, с. 218]. Для лекции характерно однонаправленная передача информации.
С урока-лекции начинается почти каждая новая тема в преподавании обществоведения и за ней обычно следуют практические занятия, практикумы решения задач, семинары, зачёты и т.д. Поэтому от того, как проведена лекция, зависит результативность следующих этапов обучения. Различают лекции публичные и научные. В школе должны иметь место как научные (на уроках), так и публичные (на внеклассных, на воспитательных мероприятиях) лекции. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. Хорошая лекция – это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова
2 Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения
Современная дидактика рассматривает лекцию как одну из форм развивающего обучения. Методика чтения лекции должна меняться исходя из целей, учитывающих как специфику обществоведческого материала, так и требуемый уровень усвоения программы. В этой связи представляется, что на основании передового педагогического опыт, позволяющего выделить несколько разновидностей лекций, можно сделать следующее заключение.
Современные учебные лекции целесообразно разделить на вводные, установочные, обзорные, лекции-беседы, лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, проблемные и предметные, академические и т.д. [2].
В то же время для всех школьных уроков-лекций остаются в силе традиционные требования:
1. Строгое соответствие современным научным требованиям.
2. Направленность на обучение мыслить, а не повторять готовые ответы.
3. Последовательность и аргументированность изложения.
4. Исчерпанность в рамках заявленной темы.
5. Яркость и убедительность [3, с. 192].
Заключение
Школьная лекция – активная форма обучения, в ней увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого учащегося.
Использование такой формы урока как лекция в современной школе на уроках обществоведения помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний. В лекции преобладают теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрения, источником для выводов и обобщений в лекции служит конкретный материал.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке в процессе чтения лекции: предварительное задание учащимся на понимание материала, изложенного в лекции, деление лекции на логически завершенные части, оптимальный темп изложения материала, использование бытового материала, наглядности, включение в лекцию элементов беседы, язык лекции – грамотный, конкретный, эмоциональный и выразительный.
1 Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
2 Трофимов, Н.Б. Нетрадиционные формы обучения в старших классах средней школы [Электронный ресурс] /Н.Б. Трофимов. – Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-718.html?page=2. – Дата доступа: 11.05.2017.
3 Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс / И.Ф. Харламов. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 520 с.
4 Шабага, А.В. Обществознание: методическое пособие для учителей-предметников / А.В. Шабага. – М.: Акаждемия, 2012. – 64 с.