Основные понятия музыкальное воспитание, обучение и развитие
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Методы музыкального воспитания, обучения и развития
Заключение
Список литературы
Основные понятия музыкальное воспитание, обучение и развитие
Музыкальное воспитание - это целенаправленное становление, развитие личности ребенка путем воздействия музыкального искусства.
Важным условием успеха музыкального воспитания является обучение музыке. Музыкальное обучение - это процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.
Посредством музыкального воспитания и образования у детей-дошкольников формируются музыкальные способности, которые развиваются в процессе планомерной работы педагога и воспитанника.
Развитие — это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, или наоборот [6].
Б.М.Теплов в своих работах отмечал «... способности всегда являются результатом развития». [12]
Музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка это единый педагогической процесс, они не исключают, а взаимодополняют друг друга.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Для создания благоприятных условий педагогического процесса музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития. Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
3-4 года. У детей возрастает возможность более точного различения свойств предметов и явлений, повышается чувствительность. В этот период у ребенка развивается стремление к самостоятельности. Речь переходит от ситуативной к связной, мышление - от наглядно-действенного к наглядно-образному, значительно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. По мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Начиная с трехлетнего возраста дети вступают в игры со сверстниками, переключая внимание с собственной
Методы музыкального воспитания, обучения и развития
"Метод (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — это совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические методы" [3].
В музыкальном образовании детей дошкольного возраста, так же как и в общей педагогике, используются методы, которые классифицируются по источнику передачи и получения знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям. Но в музыкальном образовании общедидактические методы имеют свою специфику. Это связано с тем, что их основной характеристикой целевой функции становится процесс образно-художественного переживания музыки.
Наглядный метод основан на конкретизации представлений ребенка о художественном образе музыкального произведения. Процесс педагогического воздействия – непосредственное общение с музыкой,
Заключение
Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности ребенка.
Особенность методов музыкального образования обусловлена спецификой музыки как вида искусства. Отстаивая диалектический принцип соответствия метода изучения объекта природе самого объекта, Л.С.Выготский писал: «...искусство есть особый способ мышления, который в конце концов при¬водит к тому же самому, к чему приводит и научное познание..., но только другим путем. Искусство отличается от науки только своим методом...» [4. C.30]
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкальною воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.
2. Ветлугина Н.А., Кенсман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.
3. Википедия. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Методы_обучения. Дата доступа: 6.11.2017 г.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. — Минск, 1998
5. Горюнова Л. В. Принципы педагогики искусства // Актуальные проблемы теории и методики музыкального вос¬питания в школе: Очерки. Кн. 1.— М., 1991.
6. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления.— М., 1986.
7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.— М., 1981.
8. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
9. Радынова О.П. Методы и приемы музыкального воспитания //Дошкольное воспитание.— 1994.— №6.
10. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.
11. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М, 1985.
12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Л., 1977
13. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. — М., 1998.