1 Определение, характеристика, причины возникновения и разновидности дислалии
2 Медико-педагогическое обследование, обучение и воспитание детей, имеющих недостатки звукопроизношения
Список использованных источников
1 Определение, характеристика, причины возникновения и разновидности дислалии.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.
Дислалию необходимо отличать от иных нарушений. При дислалии нарушаются только звуки (в любом виде – ребенок не произносит какие-либо звуки, заменяет их более простыми, неправильно их произносит).
2 Медико-педагогическое обследование, обучение и воспитание детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
Своевременное выявление речевых недостатков помогает определить, в какой помощи нуждаются дети и как оказать им эту помощь наиболее эффективно.
Заметив отставание в развитии речи у ребенка, необходимо прежде всего выяснить, в чем оно заключается: касается ли оно звуковой стороны речи или распространяется на все компоненты речевой системы: фонетику, лексику и грамматический строй. Однако чтобы квалифицировать речевой дефект у ребенка, правильно его оценить, педагогу необходимо составить представление и о причинах, его обусловливающих. Поэтому ему следует собрать сведения о ходе речевого развития и условиях воспитания ребенка.
Из бесед с родителями он может выяснить, в каком возрасте ребенок стал понимать обращенную к нему речь, когда появились первые слова, фразы, как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно, нормально или бурно), где воспитывался ребенок (дома с матерью, бабушкой или в дошкольном учреждении с дневным или круглосуточным режимом), каково речевое окружение ребенка (имеются ли недостатки речи у членов семьи), влияние среды (например, не говорил ли ребенок дома на одном языке, а в школе – на другом), замечали ли родители отставание в речевом развитии ребенка, обращались ли к специалисту.
1. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – М.: ЭКСМО, 2011. – 288 с.
2. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. Факультетов. – М.: Просвещение, 2003. – 272 с.
5. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.