Тема: Нарушения темпа речи у детей дошкольного возраста
1. Тахилалия
2. Брадилалия
3. Физиологические запинки
4. Причины речевых нарушений
5. Коррекционная работа и предупреждение нарушений темпа речи у детей дошкольного возраста
Список использованных источников
1. Тахилалия
Тахилалия – ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь [2].
2. Брадилалия
Брадилалия – патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
3. Физиологические запинки
Спотыкание – на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
4. Причины речевых нарушений
В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются [2;3]:
- Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
5. Коррекционная работа и предупреждение нарушений темпа речи у детей дошкольного возраста
Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи
Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.
Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.
1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335с.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
3. Селиверстов В.И. Логопедия. Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия [Электронный ресурс]: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2016. – 432 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60366.html. Дата доступа 28.11.17.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.